Теория виртуального мира набирает обороты

С удивлением увидел, что в журнальной публикации психологов теория виртуального мира выдается в явном виде за что-то само собой разумеющееся. По-моему, раньше такого не было. Без сомнения в нейрофизиологии всегда подразумевалась теория виртуального мира, но обычно на это только намекалось. Ниже несколько цитат из статьи Сергеева С.Ф. и Сергеевой А.С. Механизмы сознания и обучение, в которой значительная часть посвящена виртуальности сознательного мира. Правда, как всегда, замалчивается, в каком мире живет сам психолог/нейрофизиолог: в реальном или виртуальном.

‘Сознание включает в себя все формы субъективной реальности, создающие иллюзию погружённости человека в некоторый не зависящий от него объективный мир, в котором и проходит вся его «сознательная жизнь». Через сознание субъект осознаёт мир и действует как личность.’

‘Отметим при этом важную роль мультимодальности сенсорного опыта человека. Синхронизация сенсорных каналов ведёт к появлению у субъекта чувства присутствия в мире и одновременно служит критерием интеграции формируемой предметной картины мира.’

‘Реальность бесконечно разнообразна и непостижима для субъекта непосредственно, и только сознание, выступая, как система неразрушающей связи, интерфейс, позволяет выстроить границы, в которых продолжается жизнь человека. Содержание сознания — это представленные в субъективной форме ограничения физического мира, потенциально опасные для целостности и жизнеспособности человека. Только в рамках субъективного мира сознания организм свободен в выборе способов парирования угроз, поступающих из физического мира.’

‘В сознании человека окружающий мир представлен как внешний по отношению к субъекту объективный феноменальный мир (действительность), в котором человек осуществляет свою жизнедеятельность. Этот мир дан субъекту непосредственно в чувственных образах и ощущениях, воспринимается им как независимая часть физической реальности. При этом упускаются искусственный характер объективности субъективной реальности, её качественная несводимость к физической реальности.’

‘Наличие качественного различия между физической реальностью и её моделью, представленной в субъективном мире человека, стало довольно общим местом во многих современных философских и естественнонаучных концепциях.’

‘Несмотря на некоторые различия в интерпретации механизмов и источников субъективного, можно сказать, что все они [представители различных направлений философии и педагогики] говорят о наличии в сознании человека некоторой виртуальной динамической модели. В этой модели мир природы отграничен от человека и противопоставлен ему, являясь источником событий, составляющих содержание его бытия.’

‘Граница, выстроенная в сознании, делит конструируемую реальность на внутренний и внешний миры. Они носят различную значимость для субъекта, определяя характер его деятельности. Наличие границы различений между мирами отражает факт существования отношений, определяющих динамическую целостность субъекта и его мира, их взаимную обусловленность и связанность.’

‘Субъективный мир организован и представлен субъекту в виде картины, образа мира, включающего все возможные осознаваемые формы отношений человека к наполняющим мир элементам.’

‘Заметим, что пространство и время в свою очередь также возникают в мире субъекта в процессе наблюдения последовательностей казуальных отношений, а не являются объективными свойствами физической реальности. Мы имеем дело непосредственно с субъективной физической реальностью (действительностью), которая возникает в результате осуществления механизмами сознания редукции состояния физической реальности и существует в идеальной форме.’

‘Заметим, что человек всегда имеет дело с моделируемым его мозгом субъективным миром, который он отождествляет с физическим миром, хотя это далеко не тождественные сущности. Субъективный мир имеет организованную трёхмерную в пространстве и времени, отражённую в полимодальной форме в восприятиях человека, структуру в виде самоорганизующегося конструкта, возникающего в результате функционирования аутопоэтической системы сознания.’

Все выглядит таким образом, что представители когнитивных наук стоят перед осознанием кантианской революции. Философия нового времени становится достоянием широких научных кругов, правда с некоторым опозданием.

Информация

Сергеев С.Ф., Сергеева А.С. Механизмы сознания и обучение, Образовательные технологии. 2016. № 4. С. 9-17.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/221533.html


Опубликовано

в

,

©