Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху

Журналист и писатель Эрик Дэвис представил в книге ‘Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху‘ широкую панораму технокультуры конца двадцатого века. Дэвис опирается на идеи Бруно Латура о том, что по сути дела современный западный мир никогда не покидал антропологическую матрицу и что идеи Просвещения о Великом Разделении были всего лишь уловкой. В книге идеи Гермеса Трисмегиста и гностиков сравниваются с таковыми в современном информационном мире и показывается, что эти идеи в измененной форме остались частью западной технокультуры. Приведу несколько цитат, которые характеризуют вынесенное в заглавие книги понятие техногнозис:

‘[Книга ]«Техногнозис» превращается в резонирующий гипертекст, ссылки которого соединяют машины и сны, информацию и дух, пыльные залежи истории и перегонные кубы души. … Книга затрагивает множество взаимосвязей: между мифом и наукой, трансцендентной интуицией и технологическим контролем, виртуальными мирами воображения и реальным миром, который мы не можем покинуть. Это сонник технологического бессознательного.’

‘Техногнозис — это эзотерическая сторона «информационной личности», возникшей в послевоенном мире, и, как и в любом психотипе, в нем есть свои темные и светлые стороны.’

‘энергия техногнозиса направлена не только на нематериальное приращение знания в духе экстропианцев: его интересы сосредоточены также и на герметическом мире магической иконографии, мифических масок и путешествий по другим мирам.’

Круг рассмотренных тем крайне широк: Гермес и технологии древнего мира, магия Возрождения, магия и технология, история электричества, включая вызываемый электричеством мистицизм, возникновение понятия информации, Никола Тесла, гностические кодексы, Норберт Винер и кибернетика, хиппи и ЛСД, экстропианцы (близки к трансгуманизму) и сингулярность, идеи Георгия Ивановича Гурджиева, Рон Хаббард и сайентология, измененные состояния сознания, приход персонального компьютера и зарождение Интернета, техноязычники, виртуальная реальность и приход компьютерных игр, НЛО и похищения инопланетянами, современные идеи, связанные с апокалипсисом и эсхатологией (датапокалипсис и эсхатехнология), Филип Дик и его произведения, Пьер Тейяр де Шарден и ноосфера, размышления о будущем.

Технология характеризуется как трикстер. С одной стороны, это создание человека, с другой, видны непредсказуемые последствия обратного влияния технологий на человека. По сути дела книга является размышлением о том, куда нас ведет технологическое развитие человечества:

‘тот факт, что технология уже катализировала столько духовных поисков, указывает на то, какую непредсказуемую и живую роль она играет в нашем с миром взаимном раскрытии. Как я заявил в начале, технология — это трикстер. … У технологий есть своя собственная и все более чуждая нам повестка дня, и человеческие интересы сохранятся и будут успешно развиваться, только когда мы научимся относиться к технологиям не как к рабам или простому продолжению нас самих, но как к неизвестным конструктам, с которыми мы вступаем в творческие союзы и заключаем осторожные соглашения.’

Приведу пример влияние технологии на мистицизм — после изобретения Сэмюэлом Морзе телеграфа:

‘Так что днем Америка уверенно использовала телеграф для передачи скандальных коммерческих новостей, а ночью американское сознание боролось с призраками. В 1848 году семейство Фокс начало слышать жуткие постукивания и загадочные удары в своем скромном домике в Гайдсдейле на севере штата Нью-Йорк. … Но сестры Фокс сделали нечто беспрецедентное в анналах спиритической истории: они стали стучать в ответ. Для того чтобы улучшить связь, сестры уговорились с духом — предположительно, убитым торговцем, чьи кости лежали под домом, — отвечать на их запросы простым кодом. Один удар — «да», два — «нет»: призрачное эхо точек и тире, вскоре понесшихся по проводам через страну.’

Также можно привести примеры влияния культуры на технологии. Наиболее известные пример — это влияние хиппи и ЛСД на появление персонального компьютера. Неизвестно, в каком информационном пространстве мы бы жили без хиппи и ЛСД. Другой пример техноязычник Марк Песке:

‘Марк Песке еще и техноязычник, поклонник Богини, маг и участник психоделических таинств. VRML был не просто его работой, но жизненно важным аспектом его оккультных трудов.’

Интересно отметить, что многие современные язычники зарабатывают себе на жизнь в компьютерной индустрии:

‘В 1985 году, когда Маргот Адлер — ведьма, работавшая журналистом на National Public Radio, перерабатывала свою книгу «Украденная луна» — грандиозный исторический труд об американском язычестве, она провела несколько дней в местном языческом круге и обнаружила нечто, способное поразить каждого, кто ожидает погрузиться в ярмарочную атмосферу домотканой одежды и самодельных украшений: оказывается, «поразительно» большой процент дохода этих ходячих анахронизмов извлекается из технических сфер, особенно из области компьютерной индустрии. В исследовании 1989 года, посвященном современному ведьмовству в Англии, антрополог Т. М. Лурман также столкнулась с тем обстоятельством, что значительная часть ее респондентов оказалась тесно связанной с компьютерной техникой. Сами они давали множество самых разных объяснений этой парадоксальной ситуации — от веры в то, что «компьютеры — это замаскировавшиеся элементальные духи», до того простого факта, что компьютерная индустрия создает рабочие места для тех же самых смекалистых иконоборцев и экспериментаторов, которых привлекает язычество.’

В целом, книга хорошо показывает, что даже рассуждения ряда интеллектуалов в духе крайнего редукционизма вполне могут быть переварены в мистическом ключе:

‘Настоящее чудо в другом: информационная технология позволяет даже самым махровым материалистам еще раз соблазниться древней мечтой о том, как бы протащить бестелесную искру мимо зияющей пасти смерти.’

То же самое относится к идеи человека как механизма:

‘Возможно, образ человека-машины заключает в себе больше надежд и обещаний, чем считают его противники, особенно если этому образу не позволить полностью заслонить собой картину мира. … С этой точки зрения первый шаг к пробуждению состоит в том, чтобы осознать, насколько мы уже зомбированы и автоматичны. … Машина в этом случае может послужить интерактивным зеркалом, Иным, через которое и в противостоянии которому мы узнаем самих себя и сами становимся мерой всех вещей. Это путь одухотворенного киборга, чьи электронные цепи и пробегающие по ним команды таят в себе как угрозы, так и перспективы техногнозиса.’

Поэтому можно с уверенностью сказать, что нам не грозит судьба общества, основанного на идеях элиминативного материализма — гностицизм непобедим.

Информация

Erik Davis,  TechGnosis: Myth, Magic, and Mysticism in the Age of Information, 1998 (next editions 2004 and 2015).

Перевод на русский:

Эрик Дэвис, Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху, 2008.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/229681.html

_________

Сравнение христианства и трансгуманизма.

1) Из Википедии ‘Откровение Иоанна Богослова’

‘В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.’

2) Из программы партии 2045

‘Если биологическая эволюция предполагает смерть как необходимый фактор обновления и развития, то для кибернетической эволюции смерть перестает быть неизбежной, ключевым фактором становится бессмертие личности, которая получит неограниченные возможности для познания, творчества, саморазвития, освоения космоса.’

‘Мы предлагаем и будем широко пропагандировать новую идеологию управляемой эволюции человека на основе технологий кибернетического бессмертия, постоянного и целенаправленного движения вперед, выращивания будущего высокоэтичного неочеловечества, непрерывного самосовершенствования общества, человека, его разума и тела.’

Можно заметить, что бессмертие присутствует в обоих текстах. Поэтому если Откровение понимать в таком смысле, то разница не очень и большая.


Опубликовано

в

©

Метки: