Биология — разное

27.02.24 Биология как гуманитарная дисциплина

risky_manager:

‘в моём понимании, есть 2 вида наук: «естественные», где надо мало знать каких-нибудь «фактов», но при этом надо уметь из этого малого знания всё остальное выводить, то есть уметь буквально самому всё здание своей науки ручкой на бумаге строить, и «гуманитарные», где надо много знать и помнить всяких там «фактов» (да еще не просто так, а в контексте — кто, когда, зачем и как этот факт нашел), но зато в правильном использовании того, что ты знаешь, для вывода чего-то нового, вполне допустимо путаться — никто тебя за это тапком по голове не побьёт ))

типичным признаком гуманитарности науки служит «именование» тезисов — рассмотрение не самого тезиса по существу, как он есть, а в контексте того, кто и в каких обстоятельствах этот тезис выдвинул (и всё это «гуманитарий-ученый» должен, разумеется, помнить).

так вот: биология — как раз, в основном, гуманитарная наука, за исключением небольшого количества ее дальних веток.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/353749.html

30.09.22 Смерть как альтруизм

‘Программа старения и смерти, по Скулачеву, – это проявление альтруизма. Слабые организмы уступают место своим сильным собратьям, которые несут более выигрышные в данных условиях мутации. Эту логику можно применить не только к одноклеточным организмам, но и к крупным животным. Скулачев приводит в пример тихоокеанского лосося, который умирает сразу после того, как размножился, и тем самым, вероятно, освобождает место для развития своих потомков, а своим телом подкармливает беспозвоночных, которые тоже впоследствии станут пищей для следующего поколения.’

Полина Лосева, Против часовой стрелки, 2020.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/295513.html

29.06.22 Биологизм как форма меланхолии

В книге Карин Юханнисон ‘История меланхолии‘ увидел такое:

‘Примечательно также, что у мужчин долгое время считались допустимыми самые дикие проявления меланхолии. Яркий пример – писатель Сэмюэл Джонсон, один из наиболее известных меланхоликов XVIII века. Он сознательно погружается в глубины низости, жестокости и обжорства, нарочно доводя свои похождения до гротеска. Его перу принадлежит следующая мрачная запись: «Тот, кто превратился в животное, избавлен от страдания быть человеком».’

Высказывание Джонсона позволяет понять, почему многие биологи непременно хотят свести человека к животному.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/288177.html

06.04.21 Карл Маркс о теории Дарвина

‘У Дарвина, которого я снова просмотрел, меня забавляет его утверждение, что он применяет «мальтусовскую» теорию также к растениям и животным, между тем как у г. Мальтуса вся соль как раз в том, что его теория применяется им не к растениям и животным, а только к людям — численность которых возрастает, мол, в геометрической прогрессии — в противоположность растениям и животным. Замечательно, что Дарвин в мире животных и растений узнает свое английское общество с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, «изобретениями» и мальтусовской «борьбой за существование». Это — гоббсова «война всех против всех», и это напоминает Гегеля в «Феноменологии», где гражданское общество изображается как «духовное животное царство», тогда как у Дарвина царство животных выступает как гражданское общество.’

Из письма Маркса Энгельсу 18 июня 1862 года.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/252150.html

13.01.21 Л. В. Белоусов о биологии развития и дарвинизме

‘Утверждение типа того, что «дарвинизм объяснил органическое развитие» на мой взгляд неправильно по сути, поскольку на самом деле дарвинизм есть в своей основе «анти-онтогенетическая» конструкuия, оперирующая почти исключительно понятиями, относящимися ко взрослому состоянию. Широко разрекламированный интерес Дарвина к эмбриональному развитию носит, так сказать, чисто потребительский характер: онтогенез для него и особенно для его последователей типа Геккеля есть лишь подпорка (реальная или иллюзорная) для эволюuионных конструкuий, но не проблема сама по себе.’

Л. В. Белоусов, Возможна ли общебиологическая научная программа? В кн. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. Памяти Регины Семеновны Карпинской, 1996, с. 109-115

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/245971.html

10.06.20 Биология на замену истории цивилизации

Ниже цитата, которая относится к США, из книги Мистика ДНК (Dorothy Nelkin, M. Susan Lindee, The DNA Mystique. The Gene as a Cultural Icon. 2004). Интересно, как будет выглядить общество, в котором вместо истории цивилизации будут преподавать биологию?

‘Как отметил биолог Скотт Гилберт, за последние несколько десятилетий многие университеты перестали предлагать большие обзорные курсы о западной цивилизации, которые когда-то по-видимому так много объясняли о человеческой культуре и человеческом прошлом. Постколониализм, постмодернизм, теория литературы и другие течения в академической жизни поставили под сомнение законность великих повествований, которые лежали в основе «западной цивилизации». Многие студенты колледжей никогда не пройдут подобный курс. Но большинство изучит введение в биологию, поэтому Гильберт предлагает, что биология станет культурным эквивалентом старого учебного плана западной цивилизации: биологические знание, которое объясняет человеческую культуру и человеческое прошлое, видится глубоко актульным для социальных проблем, экономического развития, международных отношений и этических дебатов.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/232220.html

14.04.2018 Двуногие четвероногие

Иногда четвероногие животные рождаются без передних ног и в этом случае они начинают ходить на двух задних ногах. См. статью про собаку Фейт (Faith, дословно вера) в Википедии. Биологи говорят в этом случае о фенотипической пластичности организма и о компенсаторных морфофункциональных модификациях.

Приведу цитату из статьи Н. Н. Иорданского:

‘Ряд исследователей обратили внимание на то, что во многих случаях компенсаторные морфофункциональные модификации обнаруживают параллелизм с наблюдаемыми в определенных филогенетических стволах тенденциями эволюционных преобразований соответствующих органов и структур.

Так Слийпер описал морфофункциональные компенсации в организме козленка с врожденным параличом передних конечностей, научившегося передвигаться прыжками на задних конечностей. Эта компенсаторная модификация поведения повлекла за собой ряд морфофункциональных модификаций в скелетно-мышечной системе: в форме таза (со значительно удлиненными седалищными костями) и грудной клетки (сжатой латерально и имеющей расширенную грудину), а также в значительном увеличении ягодичных мышц. По мнению Слийпера эти изменения в определенной степени сходны с соответствующими изменениями скелета и мышц млекопитающих, передвигающихся в норме на двух ногах — кенгуру (общая форма грудной клетки и таза) и антропоморфных приматов (широкая грудина).

Аналогичные результаты были получены Й. Фангхэнелем и Г. Шумахером в экспериментах с ампутацией передних конечностей у детенышей лабораторных крыс, которые затем приучились передвигаться на задних конечностях. У этих крыс наблюдали уменьшение высоты и глубины таза с увеличением угла между лобковыми и подвзодшными костями, увеличение массы и объема ягодичных мышц, а также брахицефелизацию черепа. По данным Прейшофта и др. приучение детенышей японских макаков к передвижению на задних конечностей (в процессе дрессировки) приводит к развитию S-образного изгиба позвоночника, характерного для человека и отсутствующего в норме у обезьян.’

В заключение приведу рисунок из статьи Слийпера, который показывает схемы скелетов животных, рассматриваемых в его статье (a — нормальный козел, b — двуногий козел, c — кенгуру, d — восточный тушканчик, e — капуцин, f — орангутан, g — человек).

/ru/wp-content/uploads/2018/04/slijper.png

Статья Слийпера (в двух частях)

Slijper, E. J. (1942) “Biologic-anatomical Investigations on the Bipedal Gait and UprightPosture in Mammals, with Special Reference to a Little Goat, born withoutForelegs,” Proceedings of the Koninklijke Nederlandsche Akademie van Wetenschappen 45: 288–295, 407–415.

Иорданский, Н. Н. (2009). Фенотипическая пластичность организмов и эволюция. Журнал общей биологии, 70(1), 3-9.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/181618.html

14.02.2018 Физический смысл естественного отбора

‘Когда то Ж. Б. Ламарк выдвинул идею “власти жизни”, которую позже Ч. Дарвин заменил более аморфным понятием естественного отбора, который не имеет физического смысла.’

Шварцев, С. Л. Основное противоречие, определившее механизмы и направленность глобальной эволюции. Вестник РАН 85, no. 5 (2015): 63-73.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/177206.html

21.01.2015 Перешагнуть через дарвинизм

Из обсуждения на everything-list

Призыв. Нам нужно в буквальном смысле перешагнуть через дарвинизм (transcend Darwinism)

Ответ. Это происходит постоянно: человек, который изобрел презерватив, перешагнул через дарвинизм.

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/79149.html

31.05.2010 Блуждающий нерв и доброжелательность

По материалам Die Zeit Wissen 3/2010, Professor Teddybär (Профессор Мишка)

Профессор Dacher Keltner изучает эмоции человека и говорит, что можно выделить более 30000 выражений лица. Проф Keltner убежден, что люди доброжелательны от Природы и он показывает, что доброжелательность может быть связана с блуждающим нервом (n.vagus). В статье говорится, что Steven Porges первым выдвинул тезис, что блуждающий нерв играет важное значение для социальной жизни.


Опубликовано

в

, ,

©

Метки: