Биология — разное

27.02.24 Биология как гуманитарная дисциплина

risky_manager:

‘в моём понимании, есть 2 вида наук: «естественные», где надо мало знать каких-нибудь «фактов», но при этом надо уметь из этого малого знания всё остальное выводить, то есть уметь буквально самому всё здание своей науки ручкой на бумаге строить, и «гуманитарные», где надо много знать и помнить всяких там «фактов» (да еще не просто так, а в контексте — кто, когда, зачем и как этот факт нашел), но зато в правильном использовании того, что ты знаешь, для вывода чего-то нового, вполне допустимо путаться — никто тебя за это тапком по голове не побьёт ))

типичным признаком гуманитарности науки служит «именование» тезисов — рассмотрение не самого тезиса по существу, как он есть, а в контексте того, кто и в каких обстоятельствах этот тезис выдвинул (и всё это «гуманитарий-ученый» должен, разумеется, помнить).

так вот: биология — как раз, в основном, гуманитарная наука, за исключением небольшого количества ее дальних веток.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/353749.html

10.09.23 Естественный подбор

Как оказалось, вначале natural selection переводилось в России как естественный подбор. В этом что-то есть, мне нравится. Отбор вместо подбора был введен в ход К. А. Тимирязевым. Также полное название ‘Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь‘ смущало российскую душу и в таком виде появилось лишь в 1991 году. Изначальный перевод звучал таким образом: ‘О происхождении видов в царствах животном и растительном путем естественного подбора родичей или о сохранении усовершенствованных пород в борьбе за существование‘.

См. Переводы книги Чарлза Дарвина «Происхождение видов» на русский язык в Вики.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/333411.html

P.S. termometr. Заварзин в статье ‘Бытие и развитие: эволюция, сукцессия, хаэссеитас‘ считает, что надо использовать подбор вместо отбора.

30.09.22 Смерть как альтруизм

‘Программа старения и смерти, по Скулачеву, – это проявление альтруизма. Слабые организмы уступают место своим сильным собратьям, которые несут более выигрышные в данных условиях мутации. Эту логику можно применить не только к одноклеточным организмам, но и к крупным животным. Скулачев приводит в пример тихоокеанского лосося, который умирает сразу после того, как размножился, и тем самым, вероятно, освобождает место для развития своих потомков, а своим телом подкармливает беспозвоночных, которые тоже впоследствии станут пищей для следующего поколения.’

Полина Лосева, Против часовой стрелки, 2020.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/295513.html

29.06.22 Биологизм как форма меланхолии

В книге Карин Юханнисон ‘История меланхолии‘ увидел такое:

‘Примечательно также, что у мужчин долгое время считались допустимыми самые дикие проявления меланхолии. Яркий пример – писатель Сэмюэл Джонсон, один из наиболее известных меланхоликов XVIII века. Он сознательно погружается в глубины низости, жестокости и обжорства, нарочно доводя свои похождения до гротеска. Его перу принадлежит следующая мрачная запись: «Тот, кто превратился в животное, избавлен от страдания быть человеком».’

Высказывание Джонсона позволяет понять, почему многие биологи непременно хотят свести человека к животному.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/288177.html

19.02.22 Радикальное отличие человека от животных

‘Ни одно животное не может оценить интеллектуальной красоты науки.’

Интересно, найдутся ли биологи, которые оспорят даже такое отличие?

Майкл Полани, Личностное знание. На пути к посткритической философии. 1985. (первое издание на английском в 1958 году).

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/277749.html

06.04.21 Карл Маркс о теории Дарвина

‘У Дарвина, которого я снова просмотрел, меня забавляет его утверждение, что он применяет «мальтусовскую» теорию также к растениям и животным, между тем как у г. Мальтуса вся соль как раз в том, что его теория применяется им не к растениям и животным, а только к людям — численность которых возрастает, мол, в геометрической прогрессии — в противоположность растениям и животным. Замечательно, что Дарвин в мире животных и растений узнает свое английское общество с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, «изобретениями» и мальтусовской «борьбой за существование». Это — гоббсова «война всех против всех», и это напоминает Гегеля в «Феноменологии», где гражданское общество изображается как «духовное животное царство», тогда как у Дарвина царство животных выступает как гражданское общество.’

Из письма Маркса Энгельсу 18 июня 1862 года.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/252150.html

13.01.21 Л. В. Белоусов о биологии развития и дарвинизме

‘Утверждение типа того, что «дарвинизм объяснил органическое развитие» на мой взгляд неправильно по сути, поскольку на самом деле дарвинизм есть в своей основе «анти-онтогенетическая» конструкuия, оперирующая почти исключительно понятиями, относящимися ко взрослому состоянию. Широко разрекламированный интерес Дарвина к эмбриональному развитию носит, так сказать, чисто потребительский характер: онтогенез для него и особенно для его последователей типа Геккеля есть лишь подпорка (реальная или иллюзорная) для эволюuионных конструкuий, но не проблема сама по себе.’

Л. В. Белоусов, Возможна ли общебиологическая научная программа? В кн. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. Памяти Регины Семеновны Карпинской, 1996, с. 109-115

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/245971.html

09.07.20 Рабовладение в биологии

Смотрел Эгоистичный ген Докинза и увидел такое описание:

‘Рабы, конечно, находятся в счастливом неведении о том, что они не связаны родством ни с матерью, ни с молодью, за которой они ухаживают. Невольно они выращивают новые отряды рабовладельцев. Не может быть сомнений, что естественный отбор, действуя на гены рабского вида, благоприятствует “антирабским” адаптациям. Однако эти адаптации, по-видимому, недостаточно эффективны, потому что рабство оказалось широко распространенным явлением.’

Интересно, приступит ли прогрессивная общественность к деколонизации биологии?

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/234459.html

10.06.20 Биология на замену истории цивилизации

Ниже цитата, которая относится к США, из книги Мистика ДНК (Dorothy Nelkin, M. Susan Lindee, The DNA Mystique. The Gene as a Cultural Icon. 2004). Интересно, как будет выглядить общество, в котором вместо истории цивилизации будут преподавать биологию?

‘Как отметил биолог Скотт Гилберт, за последние несколько десятилетий многие университеты перестали предлагать большие обзорные курсы о западной цивилизации, которые когда-то по-видимому так много объясняли о человеческой культуре и человеческом прошлом. Постколониализм, постмодернизм, теория литературы и другие течения в академической жизни поставили под сомнение законность великих повествований, которые лежали в основе «западной цивилизации». Многие студенты колледжей никогда не пройдут подобный курс. Но большинство изучит введение в биологию, поэтому Гильберт предлагает, что биология станет культурным эквивалентом старого учебного плана западной цивилизации: биологические знание, которое объясняет человеческую культуру и человеческое прошлое, видится глубоко актульным для социальных проблем, экономического развития, международных отношений и этических дебатов.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/232220.html

14.02.2018 Физический смысл естественного отбора

‘Когда то Ж. Б. Ламарк выдвинул идею “власти жизни”, которую позже Ч. Дарвин заменил более аморфным понятием естественного отбора, который не имеет физического смысла.’

Шварцев, С. Л. Основное противоречие, определившее механизмы и направленность глобальной эволюции. Вестник РАН 85, no. 5 (2015): 63-73.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/177206.html

21.01.2015 Перешагнуть через дарвинизм

Из обсуждения на everything-list

Призыв. Нам нужно в буквальном смысле перешагнуть через дарвинизм (transcend Darwinism)

Ответ. Это происходит постоянно: человек, который изобрел презерватив, перешагнул через дарвинизм.

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/79149.html

31.05.2010 Блуждающий нерв и доброжелательность

По материалам Die Zeit Wissen 3/2010, Professor Teddybär (Профессор Мишка)

Профессор Dacher Keltner изучает эмоции человека и говорит, что можно выделить более 30000 выражений лица. Проф Keltner убежден, что люди доброжелательны от Природы и он показывает, что доброжелательность может быть связана с блуждающим нервом (n.vagus). В статье говорится, что Steven Porges первым выдвинул тезис, что блуждающий нерв играет важное значение для социальной жизни.


Опубликовано

в

, ,

©