В 9 году нашей эры в Тевтобургском лесу германские племена под предводительством Арминия разгромили римские легионы. Одни побеждают, другие проигрывают, дело такое. С той поры прошло немало времени, империи и государства распадались, создавались, было немереное количество других сражений между разными племенами, землями, королевствами, нациями.
Поэтому мое воображение поразило упоминание, что Бенедетто Кроче объяснял победу фашизма в Германии именно исходом битвы в Тевтобургском лесу. Мол, победа германских племен в этой битве привела к тому, что римляне отказались от завоевания и колонизации немецких земель. Тем самым немцы оказались вне цивилизирующего влияния римлян, что, в конце концов, и привело к Гитлеру. Такой нарратив, пожалуй, будет почище, чем рассказы про Золотую Орду.
Решил почитать про Бенедетто Кроче (1866 — 1952). Оказалось, что это известный итальянский философ, историк, критик, и его труды занимают более семидесяти томов. При этом из описания его идей вывод выше никак не следовал, более того, в русскоязычных статьях о Кроче такое интересное умозаключение не встречалось. В какой-то момент показалось, что вся эта история принадлежит к передающимся через поколения мифам, но я не сдавался и продолжал поиск.
Итак, выяснилось следующее. Важно важно отметить, что Кроче был антифашистом и в 1925 году он выпустил ‘Манифест интеллектуалов-антифашистов‘, направленный против Мусоллини. Тем не менее, Кроче был также против коммунистов и хотя ряд его произведений в годы правления Дуче были запрещен, сам он оставался на свободе и участвовал в интеллектуальной жизни Италии.
В 1944 году после свержения Дуче к власти пришли антифашисты. У них встала непростая задача отделить прошлое фашистской Италии от нацистской Германии таким образом, чтобы после победы над нацизмом занять достойное место в новой Европе. Именно Кроче помог сформировать необходимую позицию в работе ‘Духовные разногласия между Германией и Европой‘ (1944). Приведу цитату по этому поводу из статьи Filippo Focardi, в которой описываются события тех времен:
‘В данному случае наиболее авторитетным был голос либерального философа Бенедетто Кроче, самого престижного итальянского интеллектуала того времени. По словам Кроче, фашизм был мимолетной моральной болезнью, краткой вставкой в долгой истории Италии, отличающейся латинской цивилизацией, гуманизмом эпохи Возрождения и либеральным Рисорджименто. Напротив, нацизм был частью наследственной болезни Германии, продолжением тысячелетней истории, начавшейся с поражения римлян в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э.; истории, характеризующейся отсутствием чувства свободы, культом силы и безусловным подчинением авторитету.’
Само произведение Кроче в Интернете не всплыло, поэтому не могу привести исходной цитаты. В любом случае урок в том, что история делается людьми, историки также являются людьми и они по-своему помогают людям творить историю.
Интересно отметить, что лидер итальянских коммунистов был согласен с Кроче, только он добавлял к его списку рабочее движение. Близкие к католической церкви предлагали свое отличие фашизма Муссолини от нацизма Гитлера. Они говорили о том, что именно католическая церковь не позволила Дуче зайти так далеко, а в то же время конфессии на севере, оторвавшиеся от лона католической церкви, не смогли справиться со своей задачей.
Удалось найти еще несколько статей, в которых упоминался эпизод с Кроче, представленный выше. Все статьи были посвящены параллельному рассмотрению историй Италии и Германии в 20 веке. Поэтому в заключение приведу чудную картину Фридриха Овербека начала девятнадцатого века ‘Италия и Германия‘, которая неплохо символизирует отношения между этими странами. В семье случается все, включая ссоры и драки, но семья остается семьей (картинка взята из Википедии):
Информация
Неплохое описание жизни Кроче:
Андреев, М. Л. Бенедетто Кроче, последний классик. (2015), препринт WP6/2015/04.
Приведенная цитата взята из:
Focardi, Filippo. Italy’s fascist past: A difficult reckoning. Studia nad Autorytaryzmem i Totalitaryzmem 40, no. 3 (2018): 23-34.
Работа Кроче:
B. Croce, Il dissidio spirituale della Germania con l’Europa, 1944.
Перевод на английский в 1944 году: Germany and Europe: A Spiritual Dissension, на немецкий в 1946 году: Europa und Deutschland. Bekenntnisse und Betrachtungen.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/272399.html
31.08.21 Немецкий милитаризм и немецкая культура
‘Неправда, что война против нашего так называемого милитаризма не есть также война против нашей культуры, как лицемерно утверждают наши враги. Без немецкого милитаризма немецкая культура была бы давным-давно уничтожена в самом зачатке. Германский милитаризм является производным германской культуры, и он родился в стране, которая, как ни одна другая страна в мире, подвергалась в течение столетий разбойничьим набегам. Немецкое войско и немецкий народ едины. Это сознание связывает сегодня 70 миллионов немцев без различия образования, положения и партийности. ‘
Из ‘Манифеста девяноста трёх — К культурному миру‘, Октябрь 1914 года. Подписан видными немецкими интеллектуалами того времени.
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/263698.html
16.07.21 Лучше поздно, чем никогда
Увидел новость, что на днях немецкий городок Бабенхаузен (Babenhausen) лишил Гитлера звания почетного гражданина. Я полностью одобряю, но, тем не менее, новость вызвала определенный когнитивный диссонанс. Поэтому почитал, что пишет про это событие немецкая пресса. Оказалось, что в Германии звание почетного гражданина действует до смерти этого гражданина, а после действие титула автоматически прекращается. Делать вроде бы ничего и не надо, но имя остается в списке почетных граждан; поэтому немецкие города предпринимали и предпринимают дополнительные шаги.
В таблице ‘Адольф Гитлер как почетный гражданин‘ можно увидеть динамику этого процесса. Заметка по-немецки, но там по сути дела есть длинная таблица, где вначале идет название города, название земли, год присуждения звания почетного гражданина Гитлеру, а затем год принятия дополнительных мер по выводу его из этих списков. Некоторые немецкие города приняли такую меру практически сразу же после окончания войны, затем наблюдается волна в 80-х годах, а после этого идет уже наш век. При этом Бабенхаузен не последний город на этом пути и вполне вероятно, что мы еще услышим нечто подобное в будущем.