Постсекулярная философия

Полистал номер Логоса, посвященный постсекулярной философии. Речь идет не о том, что религия возвращается, поскольку она, как таковая, никогда не пропадала. Разговор скорее идет про возвращение теологии в той или иной форме в философию.

В качестве точки отсчета может послужить хорошая цитата Баса ван Фраассена из самого начала книги Эмпирическая позиция (Empirical Stance, в моем переводе):

‘Давайте начнем с утверждения, которое, я уверен, вы уже слышали:

Бог умер.

Вы будете правы, если посчитаете, что я серьезно к этому отношусь. Но что я имею в виду? Когда Паскаль умер, на подкладке его пальто был обнаружен обрывок бумаги. На нем было написано «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов». Паскаль был современником Декарта в семнадцатом веке, а Бог, который появляется в медитациях Декарта о первой философии, был парадигматическим богом философов. Он, конечно, всеведущий, всемогущий и великодушный, и он устроен именно таким образом, чтобы гарантировать, что все, что говорит Декарт, истинно. Поэтому у Паскаля под рукой был очень хороший пример. Вот что я имею в виду, когда говорю, что Бог умер:

Бог философов умер.

Этот Бог умер, потому что он является порождением метафизики — того самого типа метафизики — а метафизика умерла.’

Однако, как оказалось, настоящая философия не может жить без метафизики и Абсолют (Бог философов) тем или иным способом находит свое место в том числе в светской философии. Подборка статей в номере Логоса дает неплохое представление об этом процессе.

Без всякого сомнения, стремление к секуляризации — это плод Просвещения. Тем не менее, в номере Логоса прослеживается ход мысли в христианской теологии, который также в определенной степени способствовал этому процессу.

Я ограничусь только парой цитат. Вначале Юрген Хабермас (как пишут он стоял у истоков течения):

‘Это… агностическая, но не редукционистская философская позиция. С одной стороны, она воздерживается от вынесения суждений о религиозных истинах, но одновременно настаивает (так, что это не предполагает никакой возможности полемики) на проведении четкой разграничительной линии между верой и знанием. С другой стороны, она отвергает сугубо сциентистское понимание разума, а также исключение религиозных доктрин из генеалогии разума.’

Компромиссы, как известно, в философии никогда не удавались и все пошло другим путем. Например, славный Славой Жижек утверждает, что

‘для того чтобы стать настоящим диалектическим материалистом, надо пройти через христианский опыт.’

При это он рассказывает анекдот ниже (в каждой шутке есть своя доля шутки), что в свою очередь неплохо показывает, что при переходе к рассмотрению Абсолюта на первое место выходит наука убеждать:

‘Ловкий пропагандист после смерти оказывается в аду и быстро уговаривает стражей выпустить его, чтобы он мог отправиться в рай. Заметив его отсутствие, дьявол отправляется к богу и требует, чтобы пропагандист вернулся в ад, который является владением дьявола. Но, когда дьявол только начинает „господи…“, бог перебивает его: „Во-первых, я не господь, а товарищ. Во-вторых, разве ты сумасшедший, чтобы разговаривать с выдумкой — ведь меня нет! А в-третьих, давай покороче, а то я опаздываю на партийное собрание!’

Информация

Логос, N 3, 2011.

От редакции. Дмитрий Узланер. Введение в постсекулярную философию

Переосмысление секулярного

  • Чарльз Тейлор. Структуры закрытого мира
  • Талал Асад. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма?
  • Александр Кырлежев. Пост-секулярное: краткая интерпретация

Теологический поворот в феноменологии

  • Анна Ямпольская. Феноменология как снятие метафизики?
  • Жан-Люк Марион. Метафизика и феноменология — на смену теологии
  • О Даре: Дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом
  • Мишель Анри. Феноменология жизни

Разум по ту сторону секулярного

  • Джон Капуто. Как секулярный мир стал постсекулярным
  • Джон Милбанк. Материализм и трансцендентность
  • Славой Жижек. От Иова к Христу: прочтение Честертона через апостола Павла

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/272179.html

05.04.2015 Оппозиция утопии и идеологии в современном религиозном сознании

Иванов Михаил Вячеславович, Оппозиция утопии и идеологии в современном религиозном сознании, Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, 2015

Стр. 37 «Утопическое сознание в XX веке предстает как синонимом сознания отказа –неприятия торжества принципа производительности и все возрастающей технологической рациональности современных обществ, в которых данные принципы отныне полностью подчиняют себе идеологический уровень, преформируя в операционалистском духе измерение субъективности и делая технически невозможным существование истин Эроса, поэзии и неотчужденного труда, заключающих в себе то, что технократия и аппарат, несмотря на всю свою мощь, обеспечить неспособны, а именно — необходимость умиротворения существования, примирения человека с Природой, обретения им самого себя и своей родовой сущности.»


Опубликовано

в

©