Мартин Хайдеггер

12.09.2021 Скандал в философии

‘Кант называет «скандалом философии и общечеловеческого разума», что убедительного и сокрушающего всякий скепсис доказательства для «присутствия вещей вне нас» все еще нет.’

‘«Скандал в философии» состоит не в том, что этого доказательства до сих пор нет, но в том, что такие доказательства снова и снова ожидаются и предпринимаются. … Верно понятое присутствие противится таким доказательствам, потому что в своем бытии оно всегда уже есть то, что запоздалые доказательства почитают за необходимость ему впервые продемонстрировать.’

Хайдеггер М. Бытие и время.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/264645.html

19.02.2015 Кибернетика как завершение философии

Слушал про позднего Хайдеггера (Lawrence Cahoone, Modern Intellectual Tradition: From Descartes to Derrida, 25. Heidegger’s Turn against Humanism), который сказал, что философская программа, начатая Платоном, завершается кибернетикой. Следует однако отметить, что Хайдеггер под концом философии имел в виду философию, которая отжила свой век.

Сейчас нашел в Рунете работу Хайдеггера Конец философии и задача мышления, откуда взял приведенные ниже цитаты:

‘На протяжении всей в целом истории философии мышление Платона (в переменчивых обликах) остается задающим меру. Метафизика — это платонизм. Ницше рассматривал собственную философию как вывернутый наизнанку платонизм. С переворотом метафизики, который был осуществлен уже Карлом Марксом, достигается предельная возможность философии. Она вошла в свой конец.’

‘Конец как завершение есть собирание в предельных возможностях. Мы думаем о них слишком узко, если мы ожидаем лишь некого развертывания новых философий, обладающих прежним стилем. Мы забываем, что уже в век греческой философии проявился решающий ход философии: это образование наук внутри того поля зрения, которое открыла философия.’

‘Философия становится эмпирической наукой о человеке, о всем том, что для человека может стать достижимым предметом его техники, посредством которой он приспосабливается в мире, перерабатывая его в соответствии с многообразными способами делания и формирования.’

‘Не нужно быть пророком, чтобы осознать, что приспосабливающиеся науки тут же начинают определяться и направляться новой основной наукой, которая называется кибернетикой.’

‘Разложение философии на самостоятельные, но при этом всегда решительно сообщающиеся друг с другом науки — это законное окончание философии. Философия кончается в нынешнем веке. Она нашла ее место в научности общественно-действующего человечества. А основная черта этой научности — ее кибернетический, т. е. технический характер.’

‘Конец философии являет себя как триумф управляемой организации научно-технического мира и соразмерного этому миру общественного порядка. Конец философии означает: начало основывающейся в западноевропейском мышлении мировой цивилизации.’

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/82787.html

15.11.2014 Хайдеггер о науке

Обсуждение ‘Наука не мыслит’:

‘Потому что верно следующее: все сказанное ранее и всепоследующее обсуждение не имеют ничего общего с наукой, если, конечно, оно посмеет стать мышлением. Это положение дел основывается на том, что наука не мыслит. Она не мыслит, ибо ее способ действия и ее средства никогда не дадут ей мыслить — мыслить так, как мыслят мыслители. То, что наука не может мыслить,— это не ее недостаток, а ее преимущество.Лишь это одно дает ей возможность исследовательски войти в теперешнюю предметную сферу и поселиться в ней. Наука не мыслит.’

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1908302.html?thread=101459790#t101459790

[Мой ответ отредактирован] В те времена наблюдались трения между философами и психологами. Психологи заявляли, что именно психология является наукой о мышлении и на этом пути никакая философия психологии не нужна (психологизм). Соответственно цитату Хайдеггера следует трактовать как ответ психологизму.

С другой стороны, Хайдеггер по-видимому имеет в виду, что ученые полагают, что они могут решить философские проблемы научным методом путем экспериментальных исследований.

>Если называть мышлением логику, последовательность аргументов, то наука, конечно, мыслит. Если называть мышлением строгую дедукцию, выведение из общего положения следствий — тоже мыслит.

Возьмите нейрофизиологию и вы увидите, что так как раз дедуктивное мышление (и даже уважение к формальной логике) отсутствует. В качестве примера я вам рекомендую свежую статью известного нейрофизиолога Michael S. A. Graziano, Are We Really Conscious? The New York Times, Oct. 10, 2014. Слова Хайдеггера как раз хорошо показывают, что с мышлением у господина Грациано серьезные проблемы.

В настоящий момент именно психофизиология является крайним выражением психологизма. Соответственно критика психологизма проще всего переносится на психофизиологию.

Взгляды господина Грациано далеко не единичны. Я бы назвал их скорее основным направлением в психофизиологии. Разница только в том, как ученые убеждают себя в том, что сознание по сути дела является только эфипеноменом.

Один из наглядных примеров в настоящее время — это убежденность многих научных сотрудников в том, что наука доказала иллюзию свободы волы (эксперименты Либета и др.).

23.02.18 Обсуждение с gignomai

https://gignomai.livejournal.com/1007241.html?thread=8994697#t8994697

Его ответ: ‘Х., как я понял, различает позитивные науки, занимающиеся познанием сущего, онтическим, и философию, познающую бытие, онтологию. О философии-онтологии он тоже говорит как о науке, но уже в другом смысле, здесь «научность» должна отличить его онтологический подход от старой метафизики и других неподлинных форм философии. Это, видимо, идет от формулы его учителя Гуссерля — «Философия как строгая наука».
Не мыслят позитивные науки, философия мыслит.
Этим вроде бы снимается Ваше недоумение. Но хайдеггеровское представление о мышлении стоит уточнить.’

24.10.2013 Хайдеггер на немецкий лад

В фильме Сегодня я блондинка (Heute bin ich blond) есть такая сцена.

Девушка болеет раком и она проходит хемотерапию на стадии, когда уже выпали все волосяные покровы. Девушка решает развлечься, одевает парик и при использовании современной косметики приводит себя в порядок. Она идет на лекцию по философии, где симпатичный лектор вещает про dasein. Девушка садится на первый ряд и всю лекцию смотрит на лектора томными глазами. После лекции, продолжая томно смотреть на лектора, девушка заявляет, что находит Хайдеггера амбивалентным. Рассмотрение Хайдеггера переходит в ужин, однако в решающий момент девушка заявляет, что она болеет раком, что ей надо обратно в больницу продолжать курс хемотерапии, и что в целом лектор как мужчина ей не нравится.

Вот такой dasein.

Должен сказать, что фильм в Германии идет на уровне комедии, что прекрасно показывает менталитет немцев. Хотя данная сцена действительно смешная.

10.02.2013 Философию в массы

Комментарий к

ранний и поздний Хайдеггер (о сущности «поворота»)
http://mikeura.livejournal.com/483921.html

Я тут был на одном семинаре про прозу жизни. Так вот, как оказалось, что для успехов даже в обыденных вещах важно найти Daseinsberechtigung. Без нее, как говорят, возникают серьезные проблемы.

Translate.ru, Яндекс словарь, Рамблер словарь переводит Daseinsberechtigung как право на существование.

Google Translate переводит Daseinsberechtigung как смысл или смысл существования.

С моей точки зрения право на существование ближе к тому, что можно увидеть в Duden, хотя перевод Google выглядит, после некоторого размышления, тоже неплохо.

Обратный перевод с  «право на существование» срабатывает корректно в  Яндекс словарь: получается Daseinsberechtigung.

Translate.ru переводит  «право на существование» на немецкий как «Das Recht auf die Existenz».

Google Translate переводит «смысл существования» на немецкий как Raison d’etre. Это логично, поскольку Google переводит Daseinsberechtigung даже на английский как Raison d’etre. Интересно отметить, что данное обстоятельно подтверждает немецкая Википедия, где Daseinsberechtigung можно найти именно в статье Raison d’etre. Немцы любят французкую кухню и пара слов по французски в Германии идут на ура.

09.12.17 См. также обсуждение по поводу Daseinsberechtigung с gignomai

https://gignomai.livejournal.com/974601.html?thread=8615689#t8615689

____________________

Критика Хайдеггера Карнапом

Карнап, Хайдеггер и современная физика

____________________

Критика Хайдеггера Гильбертом

Давид Гильберт: Мы должны знать — мы будем знать!

____________________

Фрайбург хотел переименовать улицу Хайдеггера

Карл Линней как основоположник расизма


Опубликовано

в

©