Свобода воли и вечные мучения

В книге ‘Чтобы все спаслись‘ Дэвид Бентли Харт высказывается в пользу идеи возможного спасения всех людей. Он считает, что вечные мучения в аду являются непропорционально строгим наказанием и что любовь Бога в конце концов изольется на всех. Ниже без комментариев я выписал несколько цитат по следующим темам:

  • Размышление Блеза Паскаля об осуждении невинных младенцев.
  • Можно ли сказать, что человек сознательно выбрал вечные мучения в аду.
  • Вопрос, знают ли обитатели рая и ада о страданиях и блаженстве друг друга.

В духе книги вопрос Федора Михайловича следует переформулировать таким образом: ‘Если вечных мучений в аду нет, то …’.

Размышление Блеза Паскаля об осуждении невинных младенцев

‘Такое перетекание [вины] кажется нам не просто невозможным, оно представляется и крайне несправедливым; ибо что более противоречит законам нашей жалкой справедливости, чем осуждение навечно ребенка, неспособного на проявление воли, за грех, к которому он, очевидно, столь мало причастен, поскольку тот совершается за шесть тысяч лет до его появления на свет? Несомненно, ничто не ранит нас так жестоко, как это учение; и однако без этой тайны, самой непостижимой из всех, мы непостижимы для самих себя. Именно в этой бездне завязывается узел нашей судьбы, так что человек немыслим без этой тайны более, чем эта тайна немыслима для человека.’

Можно ли сказать, что человек сознательно выбрал вечные мучения в аду

‘возможно, есть все основания полагать, что воля, достаточно непреклонная в своем самолюбии, недовольстве и ожесточении, может быть поврежденной настолько, что, даже полностью предоставленная действию божественной славы, для которой было создано всё, будет совершенно ненавидеть вторжение этой преображающей любви и не сможет обнаружить в ней ничего, кроме ужаса и боли. В таком случае это не Бог, а душа возжигает адское пламя, воспринимая приход божественной любви как яростное нападение на свое ревностно оберегаемое уединение.’

‘свобода никогда не есть просто «отрицательная свобода» неопределенной открытости всему; если бы рациональная свобода состояла в простой неопределенности воли, невозможно бы было провести сколько-нибудь полезное различие между личностным действием и совершенно безличным импульсом или чистой случайностью.’

‘подлинная свобода неизбежно зависит от подлинного знания и подлинной здравости ума. В той самой мере, в какой чего-либо из этого недостает, свобода отсутствует. А вместе со свободой исчезает вина. Никакой ум, обладающий хотя бы проблеском сознания реальности, не лишен полностью свободы; но точно так же никакой ум, кроме обладающего абсолютно неповрежденным сознанием реальности, не свободен полностью.’

‘Ничто в нашем существовании не бывает настолько понятным, очевидным и несомненным, чтобы кто-либо из нас мог когда-либо обладать той ясностью ума, которая необходима для совершения такого выбора, за который можно осудить навечно.’

Вопрос, знают ли обитатели рая и ада о страданиях и блаженстве друг друга

Хороший пример того, как результат логических и последовательных размышлений может далеко завести.

‘Снова приходит на ум ослепительный пример — защита Фомой принадлежащей Петру Ломбардскому (поистине садистской) идеи, будто знание о мучениях проклятых приносит святым на небесах дополнительное блаженство.’

‘И всё же Фома не виноват (по крайней мере, виноват не во всём). Он был жертвой не только порочного нарратива, но и скрупулезности собственного ума. Считая себя обязанным признавать учение о вечности ада, он должен был каким-то образом его осмыслить. Однако он верил также, что видение Бога блаженной душой должно быть не чем иным, как непосредственным знанием Истины; оно не могло, следовательно, подразумевать какую-либо степень неведения реальности. Поэтому для него, разумеется, было несомненным, что святые на небесах, погруженные в экстатическое созерцание божественной сущности, должны иметь при этом и полное знание о творении во всех его измерениях, включая ад. Он также верил, что все деяния Божьи имеют цель, причем цель, подобающую собственной вечной благости Бога. И он, разумеется, не сомневался, что радости блаженного видения должны по своей природе быть совершенными и потому не омраченными ни малейшей тенью печали или сожаления. Таким образом, чтобы подтвердить, что страдания проклятых — не только сами по себе, но и как то, о чем известно святым, — должны способствовать некоему благу, он едва ли мог прийти к какому-либо иному заключению, нежели то, которого он достиг.’

Мартин Лютер: ‘спасенные возрадуются, увидев, как их близкие поджариваются в аду.’

nikital2014 указал на высказывание Григория Двоеслова, он же Папа Римский Григорий I (конец 6-ого века, святой как в католической, так и в православной церкви). Сорок бесед на Евангелия, Беседа 40:

‘Итак, для того, чтобы грешники терпели в аде большее наказание, они и славу тех, которых презирали, видят, и опасаются наказания тем, которых безполезно любили. Но надобно думать, что прежде воздаяния на последнем суде нечестивые видят некоторых праведников в покое для того, чтобы, видя их в радости, мучились не только от своего наказания, но и от их блаженства. А праведники всегда видят неправедных в мучениях для того, чтобы отселе увеличивалась их радость, потому что они видят то бедствие, которого по милосердию избегли; и тем большую воссылают благодарность своему Искупителю, чем яснее видят в других то, что могли терпеть сами, если бы оставлены были. Впрочем, видимое наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости столь великого блаженства, потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих. Что же удивительного, если праведники, смотря на мучения неправедных, умножают тем свои радости, когда и в живописи черный цвет полагается в основание, дабы яснее был видим белый или красный? Ибо, как сказано, радости для добрых тем более увеличиваются, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избегли. И хотя им для полного наслаждения достаточно и своих радостей, однако же они, без сомнения, всегда видят бедствия нечестивых, потому что те, которые видят славу Своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании.’

Информация

Дэвид Бентли Харт, Чтобы все спаслись. Рай, ад и всеобщее спасение, 2022.

David Bentley Hart, That All Shall be Saved: Heaven, Hell, and Universal Salvation, 2019

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/326776.html


Опубликовано

в

©