Описание книги психолога Михай Чиксентмихайи ‘Эволюция личности‘ неплохо передает ее суть:
‘Эта исключительно своевременная книга автора знаменитой теории счастья посвящена судьбам мира. Лишь активное и сознательное участие в эволюционном процессе поможет нам наполнить жизнь смыслом и радостью, считает Михай Чиксентмихайи, самый цитируемый психолог современности. Судьба человечества в следующем тысячелетии зависит от того, какими сегодня станем мы сами.’
Ниже я приведу несколько цитат, которые хорошо показывают отсутствие разумной концептуальной основы для обсуждения разных уровней организации — в данном случае уровней человеческого (личность) и физиологического (мозг). В результате повествование колеблется между редукционизмом (личность — это иллюзия) и дуализмом (за плохое или недостаточно хорошее отвечает мозг, за хорошее — личность). Дуализм становится лучше всего заметен при попытке вписать развитие человеческого общества в биологическую эволюцию.
Итак, есть личность и есть мозг. Посмотрим, что говорит наука по поводу соотношения между мозгом и личностью:
‘Тем не менее, как мы сейчас понимаем, личность по своей природе — скорее плод воображения, нечто созданное нами для объяснения множественности впечатлений, эмоций, мыслей и чувств, которые мозг записывает в сознании.’
‘в нашем разуме действительно есть нечто, превосходящее сумму составляющих мозг нейронов. Это нечто — личность, то есть способность мозга осознавать собственный способ организации информации.’
‘Современная нейробиология придерживается более прозаического взгляда на личность и ее эволюцию. Мозг, по всей видимости, не имеет особой структуры или нейрологической функции, ответственной за феномен «личности», или «сознания». … Специализированная и ни с чем не связанная информация, предоставляемая этими нейронами, погуляв по мозгу, в конце концов достигает уровня сложности , для которого требуется внутренний регулировщик движения, направляющий и распределяющий по степени важности поток восприятий и ощущений. … Теперь он [мозг] также мог воспринимать всю совокупность этих импульсов как особую сущность, способную управлять царством сознания, решая, какие чувства или идеи возобладают над другими. Ощутив внутри себя эту направляющую сознание силу, мы назвали ее личностью и стали считать ее чем-то само собой разумеющимся. И постепенно личность превратилась в важнейшую составляющую человеческого существа. Со временем она стала казаться нам столь же реальной, как внешний мир, отраженный в наших чувствах.’
Хорошо видно, что при объяснении личности на уровне мозга личность становится иллюзорной. Есть какие-то невежественные «мы», которые что-то себе навоображали. Тем не менее, с нашим мозгом есть одна серьезная проблема, которая представлена в книге таким образом:
‘Наш мозг — это мощный компьютер, который в числе прочего запрограммирован на то, чтобы ставить препятствия на пути истинного восприятия реальности.’
‘Наш мозг — изумительный, но вместе с тем обманчивый механизм. Чтобы мы не слишком расслаблялись, он заставляет нас преследовать вечно удаляющиеся цели.’
‘Хотим мы или нет, мозг заставляет нас делать то, что имело смысл для пещерного человека, но неуместно сейчас.’
Поэтому Чиксентмихайи в книге обращается к воображаемой личности для решения следующей задачи:
‘В данный момент наш мозг запрограммирован генами на «заботу о себе», а также обществом на поддержку его институтов. Нам же придется изменить программу таким образом, чтобы нашим приоритетом стала забота о нуждах планеты в целом.’
Обратите внимание, что сама задача является примером нескрываемого дуализма. Оказывается, что все-таки можно найти управу на мозг, надо только знать, как «нам» к этому делу подойти. Правда, кто такие «мы» и «нам» в книге не разбирается.
Дуализм в книге Чиксентмихайи лучше всего виден на примере понимания эволюции. Исходная задача заключается в понимании самих себя, когда предполагается, что лучшей точкой отсчета для образованных людей является биологическая эволюция:
‘А чтобы понять себя — из чего мы сделаны, что нами движет, о чем мы мечтаем, — необходимо разобраться в нашем эволюционном прошлом. Лишь на этом основании мы сможем построить стабильное, значимое будущее.’
‘Для того чтобы выбрать верный путь, ведущий к лучшему будущему, нам нужно понимать движущие силы эволюции, — в конце концов, именно благодаря им мы победим или проиграем как вид.’
Суть эволюции достаточно проста:
‘Вы и я — часть эволюционного процесса. Мы сгустки энергии, запрограммированные на достижение эгоистических целей, но не для самих себя, а для сохранения и воспроизведения информации, закодированной в наших генах.’
Проблема однако в том, что пути естественного отбора неисповедимы:
‘Эволюцию направляет естественный отбор, и никто не может предсказать, как он проявит себя в будущем. Лишь когда определенные виды животных уже вымерли, мы говорим: «Да, вот вам результат естественного отбора».’
Поэтому людям необходимо взять свою судьбу в свои руки:
‘Теория эволюции дала нам другое знание: все виды, включая человека, в ответе за собственное выживание, и у них нет сверхъестественного защитника и спасителя.’
‘Однако изучив силы, которые определяют наше сознание и поступки, мы сможем вырваться из-под их власти и обрести свободу — т. е. самим решать, что думать, что чувствовать и как действовать.’
Для разъяснения идей в книге использовано много метафор, одна из них ниже:
‘Сегодня мы уже понимаем, что жизнь не развивалась по некоему плану. Взаимодействие миллиардов случайных событий сплело ныне обязательную для нас цепь причинности.’
‘Теперь мы знаем, что если не возьмем бразды правления в свои руки, процессом изменений так и будет руководить безжалостный случай, слепой к мечтам и стремлениям человека. Подобно охваченным ужасом пассажирам, узнавшим, что пилоты таинственным образом исчезли из кабины и самолет, не снижаясь, летит неведомо куда, мы понимаем, что обязаны взять управление полетом на себя.’
По-моему, прекрасно звучит. Случайная цепь событий привела к появлению пилота, который затем взял и исчез. Поэтому необходимо взять дело в свои руки — его нельзя доверить ни нашему мозгу, ни биологической эволюции, которая создала этот самый мозг.
Я не знаю, слышал ли Чиксентмихайи Варшавянку
‘Вихри враждебные веют над нами
Тёмные силы нас злобно гнетут’
но песня хорошо передает дух его книги. Единственно отличие в том, что на роль темных сил выбрана энтропия. Я объединил высказывания Чиксентмихайи про энтропию с таковыми Стивена Пинкера: Второй закон как основа просвещения. Похоже, что это тренд — назначение прогрессивными интеллектуалами энтропии на роль главного врага человечества.
Книга Чиксентмихайи лишний раз подчеркивает, что люди не могут жить без мифов. Ученые не остаются в стороне; они берут на себя роль по созданию научно обоснованных мифов.
Информация
Михай Чиксентмихайи, Эволюция личности, 2018.
Mihály Csíkszentmihályi, The Evolving Self, 1994.