Абиогенез

• Геология и панспермия
  • Гипотезы
  • Абиогенез лежит вне науки
  • Концептуальные проблемы
  • Можно ли отличить живое от неживого

История

Гексли против Бастиана: Эволюция против самозарождения

Противником Пастера в Великобритании был Генри Чарльтон Бастиан, эксперименты которого вроде бы показывали в пользу самозарождения. Последний эпизод обсуждения самозарождения в истории науки, после этого была принята концепция абиогенеза. В разделе Первый эволюционный эксперимент рассказывается о Уильяме Даллингере, эксперименты которого помогли разрешить этот спор.

24.07.2021 Как делается наука

Несколько цитат о теории абиогенеза на основе экспериментов Миллера и Юри (цитаты из книги сторонника альтернативной теории).

‘Влияние Миллера оказалось весьма значительным, и он со своими последователями более трех десятилетий царил в области исследования происхождения жизни. Все это сопровождалось потоком публикаций, открытием новых научных журналов, получением наград и премий. Правительственные гранты мощным потоком изливались на «последователей Миллера».’

‘Но истинные последователи Миллера не просто поддержали активизированный электрическими разрядами «первичный бульон»; во всех докладах и публикациях они рьяно отвергали любое инакомыслие.’

‘Стэнли Миллер и его единомышленники делали все, что могли, чтобы опорочить наши выводы и сорвать наш исследовательский проект. На нас обрушился шквал критических публикаций, в которых доказывалось, что высокие температуры подводных гейзеров должны немедленно разрушить любые биомолекулы. «Гипотеза, связанная с подводными вулканами, никуда не годится, — недовольно вещал Миллер в одном из интервью 1998 г. — Я не вижу смысла даже обсуждать ее».’

Роберт Хейзен, История Земли: От звездной пыли — к живой планете: Первые 4 500 000 000 лет, 2015.

Геология и панспермия

___________________

Вышли мы все из бактерий

По мнению академика Заварзина гипотеза панспермии вполне имеет право на существовании, поскольку на время возникновения жизни на Земле по данным геологии не остается времени.

Следы бактерий в метеоритах

В разделе Бактериальная палеонтология говорится, что находят следы бактерий возрастом под 4 млрд лет, что практически не оставляет времени на возникновение жизни на Земле. Условия для жизни в эоне Гадей до этого времени были малопригодны. Поэтому в основной заметке собрана информация про статьи об изучении следов бактерий в метеоритах.

Гипотезы

20.06.20 Чарлз Дарвин о происхождении жизни

‘Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм.’

Ч. Дарвин. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Перевод с VI английского издания. Сочинения, т. 3. 1939, с. 253 — 666. Приведенная цитата является завершением книги.

Евгений Кунин: Статистическая физика генома

В книге Логика случая биолог Евгений Кунин для объяснения возникновения жизни обращается к параллельным вселенным и антропному принципу:

‘спонтанное возникновение сложных систем, которое могло бы считаться практически невозможным в конечной вселенной, становится не только возможным, но и неизбежным в МММ [мир многих миров], хотя априорная вероятность подавляющего большинства историй, происходящих в данной вселенной, исчезающе мала.’

‘Согласно гипотезе АХЭ [антропная химическая эволюция], основные элементы системы трансляции, а именно состоящая только из РНК рибосома и избирательные адаптеры, по крайней мере для некоего подмножества из двадцати современных белковых аминокислот, возникли случайно, в соответствии с антропным принципом.’

Манфред Эйген: Игра жизни

Про книгу М. Эйген, Р. Винклер, Игра жизни, где излагаются взгляды на возможное возникновение жизни. В целом Эйген считает, что Бог играет в кости, но исключительно по правилам:

‘этот пример делает очевидным, что самоорганизация, основанная на отборе, является по существу следствием определенного физического поведения системы, когда флуктуации способны усиливаться. При этом отдельные флуктуации непредсказуемы.’

Джереми Ингланд: Жизнь в огне. Как термодинамика объясняет возникновение жизни

Jeremy England, Every Life Is on Fire: How Thermodynamics Explains the Origins of Living Things

Автор считает, что возникновение жизни можно объяснить в рамках ‘диссипативной адаптация’. По сути дела это ребрендинг идей Ильи Пригожина о самоорганизации в диссипативных системах. Новое заключается в том, что Ингланд в дополнении к потокам энергии как таковым вводит в рассмотрение частоту энергии.

Термодинамическая теория биологической эволюции

При рассмотрении абиогенеза в статье Skene, K., 2015. Life’sa gas: A thermodynamic theory of biological evolution автор обращается к термодинамике:

‘Жизнь в какой-то момент возникла из неживой природы. Этот вызывающий факт требует, по крайней мере, один случай абиогенеза. Однако, термодинамическое определение жизни как подкласса систем, которые находятся далеко от термодинамического равновесия и превращают свободную энергию в менее полезную энергию, позволяет описать этот переход более легко, чем использование семи обычно используемых характеристик жизни … как сказал Pascal et al., жизнь возникла «через состояния частичной жизненности». Жизнь является только одним из выражений континуума материи-энергии.’

Квантовое происхождение жизни

Рассмотрены статьи, в которых жизнь тем или иным образом связывается с квантовыми процессами:

Davies, Paul CW. A quantum origin of life? In Quantum aspects of life, pp. 3-18. 2008.

Ю. Н. Журавлев, М. А. Гузев, Квантовые аспекты изучения жизни, Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, Выпуск № 5 (177), c. 5 — 17, 2014.

Абиогенез лежит вне науки

14.09.2014 Биолог о происхождении жизни

egovoru

‘Как я уже говорила раньше, вопросы происхождения — на мой взгляд, не научные, а исторические: наука исследует повторимые события (или, по крайней мере, повторяющиеся). Жизнь же представляет собой пока что единичный свершившийся факт.’

Хуберт Йоки: Происхождение жизни — это неразрешимая научная проблема

Про позицию Хуберта Йоки:

‘Возможно, ученые подойдут ближе и ближе в загадке происхождения жизни на Земле, но как Ахиллес в парадокcе Зено никогда не достигнут полного решения.’

Концептуальные проблемы

Эволюция неорганических веществ по Дарвину

Про статью Addy Pross, Toward a general theory of evolution: Extending Darwinian theory to inanimate matter, Journal of Systems Chemistry, 2011, в которой предполагается найти концептуальный переход от химических реакций к живому. Есть хороший подбор цитат Дарвина, Геккеля и Докинза о происхождении жизни.

Адди Просс: Что такое жизнь?

Про книгу Адди Просса ‘Что такое жизнь? Как химия становится биологией‘ в которой ставятся вопросы и предлагается решение выше.

Неподдающаяся проблема жизни

В статье Walker, Sara Imari, and Paul CW Davies. The ‘hard problem’of life физиками признается проблема, которая обычно опускается из рассмотрения биологами:

‘То, что мы называем «неподдающейся проблемой жизни» связано с выявлением реального физического механизма, который позволяет информации приобретать каузальную силу над материей. Этот взгляд не вписывается в наши современные подходы к физике.’

Авторы рассматривают возможность введения закона физики, который зависит от состояния системы.

В разделе Алгоритмическое происхождение жизни рассмотрена другая статья этих авторов: The algorithmic origins of life. В данном случае жизнь связывается с алгоритмом, который влияет на протекание физических процессов в рамках нисходящей причинности.

Фантасмагория возникаемости

Терренс Дикон в книге ‘Неполная природа: как разум возник из материи‘ раскрывает уровни организации, необходимые для возникновения жизни, правда в своих терминах: гомеодинамика, морфодинамика и телеодинамика. Другой открытый вопрос связан с возникаемостью. Дикон для этого предлагает свою собственную концепцию.

Эволюция глазами инженера

Приз в 10 млн долларов, связанный с возникновением кода. Речь идет про возникновение жизни, но предполагается, что жизнь возникла вместе с генетическим кодом, и поэтому вопрос ограничен именно кодом. Следует показать, каким образом из неживой природы может возникнуть информация — и 10 млн ваши.

___________________