Нацинальная мысль в Германии в эпоху тридцатилетней войны

Из моего обсуждения немецкого национализма с pios_cynic в комментариях к заметке ivanov-petrov Секулярное сознание. Моя исходная позиция относилась к заметке Иванова-Петрова:

По-моему, вы неправильно трактуете события во Втором Рейхе. Бисмарк был вовсе не за атеизм, а просто против католицизма. Поэтому более разумно рассматривать события в Германии в то время как борьба протестантизма (Пруссия была протестантской) против католицизма. У протестантов число таинств было существенно меньше. Например свадьба не была церковным таинством еще со времен Лютера.

После чего pios_cynic причислил как Бисмарка, так и Лютера к националистам: ‘И Лютер таки был немецким националистом, причем яростным’. После моих вопросов, откуда он взял информацию про национализм Лютера, была дана ссылка на автореферат диссертации.

Лазарева Арина Владимировна, Национальная мысль в Германии в эпоху тридцатилетней войны, Автореферат

Я просмотрел автореферат. Он производит достаточно странное впечатление. Ведь в конечном итоге в тридцатилетней войне именно немцы воевали с немцами. Именно немцы приглашали иностранные войска для победы над своими противниками немцами. Началом войны служили религиозные разногласия между католиками, протестантами, радикальными протестантами, которые никуда не делись и после окончания войны. Автор же полностью избегает рассмотрения вопроса, кто же был националистом — католики, протестанты, или кальвинисты. У автора как-то получается, что в тридцатилетней войне немцы вместе боролись против внешнего врага, однако ведь это явно неправильно.

В целом я бы согласился, что анализ литературных работ того времени интересен сам по себе. Однако вот так подход — взять работы литераторов и сказать, что все остальное неважно — не впечатляет. Ведь Германия не стала национальным государством даже после тридцатилетней войны. Немцы просто решили, что воевать друг с другом — это глупо, однако каждый остался при своих взглядах. Разногласия между католиками и протестантами благополучно дожили до Бисмарка (обратите внимание, что в Германии его борьба против католиков называется Kulturkampf), и пережили Бисмарка: в Германии отношение католиков к протестантам примерно половина на половину.

К теме: Зарождение национализма в девятнадцатом веке

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/65327.html


Опубликовано

в

©

Метки: