В введении к Трактату о принципах человеческого знания Джордж Беркли показывает, что абстрактные идеи ничего не обозначают и что их надо по мере возможности исключить из рассмотрения. На этом пути Беркли говорит, что абстрактные идеи — это плод языка и, соответственно, что следует крайне осторожно относиться к языковым конструкциям.
Приведу только одну цитату:
‘Сверх того, сообщение идей, обозначаемых словами, не составляет, как это обыкновенно предполагается, главной или единственной цели языка. Существуют другие его цели, как, например, вызов какой-либо страсти, возбуждение к действию или отклонение от него, приведение души в некоторое частное состояние, – цели, по отношению к которым вышеназванная цель во многих случаях носит характер чисто служебный или даже вовсе отсутствует, если указанные цели могут быть достигнуты без ее помощи, как это случается нередко, я полагаю, при обычном употреблении языка.’
Видно, что Беркли в отличие от молодого Витгенштейна прекрасно понимал, что использование языка отнюдь не ограничивается изложением идей. Ср. например (Виктор Пелевин, Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана)
‘Людвиг Витгенштейн утверждал в «Логико-Философском Трактате», что открыл общую форму описания предложений любого языка. По его мнению, эта универсальная формула вмещает в себя все возможные знаковые конструкции — подобно тому, как бесконечное пространство вселенной вмещает в себя все возможные космические объекты.
«То, что имеется общая форма предложения, — пишет Витгенштейн, — доказывается тем, что не может быть ни одного предложения, чью форму нельзя было бы предвидеть (т.е., сконструировать). Общая форма предложения такова: «Дело обстоит так-то и так-то» («Es verhaelt sich so und so»).
Однако доцент Иркутского педагогического института, филолог Александр Сиринд сумел опровергнуть знаменитую формулу, приведя недавно пример предложения, которое выходит за пределы начертанной австрийским философом всеохватывающей парадигмы. Оно звучит так: «Иди ты на …, Витгенштейн».
«Ошибка австрияка в том, что он забыл старика Шопенгауэра, — говорит учёный, — а ведь мир есть не только представление, но и воля!» ‘
В фильме Дерека Джармена Витгенштейн есть хороший эпизод, где образно показывается как Витгенштейн расстался с ошибкой молодости.
20.06.2015 Может ли Библия защитить материю от аргументов епископа Беркли?
Объяснение kaktus77 о сущности учения Беркли сподвигли меня на прослушивание главной работы епископа.
Джордж Беркли, Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия
Должен сказать, что мне нравится. стиль изложения Беркли: очень доходчиво. Ниже одна интересная цитата, где Беркли разъясняет, что его положение о том, что ‘существовать = быть воспринятым’ не противоречит Библии.
‘Иные думают, что, хотя доводы в пользу реального существования тел, основанные на разуме, и должны быть признаны недостаточно доказательными, тем не менее Священное писание выражается настолько ясно в данном отношении, что этого вполне достаточно для убеждения каждого доброго христианина в том, что тела существуют в действительности и суть нечто большее, чем идеи, так как в Священном писании сообщается бесчисленное множество фактов, очевидно предполагающих реальность дерева и камня, гор и рек, городов и человеческих тел. На это я отвечу, что никакое писание, священное или светское, если в нем употребляются эти или подобные слова в их обычном значении или так, чтобы они имели смысл, не испытает опасности быть подвергнутым сомнению через наше учение. Что все эти вещи действительно существуют, что есть тела, даже телесные субстанции (если употреблять эти слова в обычном смысле), согласуется, как было показано, с нашими принципами; и различие между вещами и идеями, реальностями и химерами было отчетливо объяснено. И я не думаю, чтобы то, что философы называют материей, или существование предметов вне духа было где-либо упоминаемо в Писании.’