Во времена реформации помимо протестантов (Лютер, Цвингли, Кальвин) и католиков существовало еще одно течение (радикальная реформация). Разногласие перечисленных выше протестантов с католиками заключалось в вопросе, как правильно себя вести, чтобы достичь спасения. Однако при этом правильность социального порядка не подвергалась сомнению. По мнению протестантов следовало изменить только церковные обряды, однако эти изменения не должны менять социальные отношения между крестьянами, церковью и феодалами.
Представители радикальной реформации с другой стороны считали, что Евангелие следует взять в качестве примера в буквальном смысле слова, то есть необходимо радикально поменять социальные отношения. Ниже я перечислю несколько фильмов, где показаны представители радикальной реформации.
Вначале фильмы про Томаса Мюнцера, предводителя крестьянской войны 1524-1525 года.
Эпизоды про Томаса Мюнцера можно увидеть в фильмах про Мартина Лютера, который призвал к разгрому крестьянских восстаний. Я смотрел два фильма про Лютера. Лютер (2003, режиссер Эрик Тилл). Фильм потряс меня своей односторонностью — в фильме Лютер изображен как пророк без страха и упрека. В другом фильме Мартин Лютер (1983, две серии, режиссер Rainer Wolffhardt) главный герой показан более реалистично. В обоих фильмах присутствует Томас Мюнцер, разгром крестьянской армии и отношение Лютера к происходящему.
Более подробно про Мюнцера рассказывается в документальном фильме ZDF Томас Мюнцер и крестьянская война (Thomas Müntzer und der Krieg der Bauern, 2010). В фильме прекрасно показана сцена последней битвы в 1525 под Франкенхаузен, когда Томас Мюнцер в противопоставлении с прекрасно вооруженными войсками противника мог надеяться только на помощь бога. Этот эпизод, кстати, показывает какую роль играла вера в бога в те времена. Следует отметить, что в случае крестьянской войны протестанты и католики оставили на время свои разногласия, чтобы разгромить приверженцев Томаса Мюнцера.
Теперь перейду к анабаптистам. Данная группа интерпретировала призыв Лютера «Только вера» таким образом, что крещению должны подвергаться только взрослые люди, которые понимают, что они делают. Поэтому выдвигалось требование не крестить детей и повторного крещения взрослых (по-немецки Wiedertäufer, перекрещенцы). Анабаптисты также проповедовали отказ от частной собственности.
Фильм Урсула (Ursula, 1978 год, режиссер Эгон Гюнтер) показывает события реформации в Швейцарии. В фильме много внимания уделено первым анабаптистам (швейцарские братья). Согласно фильму анабаптисты в том числе практиковали свободную любовь. С другой стороны в фильме показан Ульрих Цвингли, его борьба с католиками и анабаптистами, при этом Цвингли в фильме показан в мрачном свете. Фильм в свое время считался скандальным: против него выступили как последователи швейцарских братьев, так и последователи Цвингли. Отмечу, что в фильме есть чудная сцена про молочный суп, который вместе сварили и съели противоборствующие войска католиков и протестантов. Это известная история в Швейцарии, которой художник Альберт Анкер посвятил свою картину Молочный суп (Die Kappeler Milchsuppe).
Фильм Король последних дней (König der lezten Tage, 1993) рассказывает про события 1534-1535 города в Мюнстере, когда анабаптисты захватили власть в городе и установили там свои правила (в Рунете события представлены под названием Мюнстерская коммуна). Вначале руководителем был Ян Матис, после его смерти Иоанн Лейденский. Последний был коронован, отменил частную собственность и по примеру пророков из Ветхого завета ввел многоженство. В Европе того времени события в Мюнстере считались большим скандалом как со стороны католиков, так и протестантов.
Фильм несколько отходит от исторических событий, поскольку режиссер хотел показать тему с точки зрения власти. С другой стороны, канва событий сохранилась. Следует отметить, что как Ян Матис, так и Иоанн Лейденский ожидали скорого наступления второго пришествия и важно не забывать про это обстоятельство при просмотре фильма.
Информация
Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era (История христианства в эпоху реформации)