Содержание: История биологии
При обсуждении наследования приобретенных характеристик по Ламарку часто упоминается эксперимент Августа Вейсмана. Например, в изложении доктора биологических наук Александра Маркова история звучит таким образом:
‘В начале 20 века Август Вейсман стал проверять, наследуются ли признаки или нет, может ли взрослый организм влиять на наследственность своих потомков. Всем известны опыты с отрубанием хвостов. Если крысе отрубать хвосты в течение многих поколений, у нее бесхвостые крысята рождаться не начинают. … И масса других было опытов. То есть в общем случае Ламарк был не прав, и все научное сообщество было неправо в начале 19 века, когда считало, что приобретенные признаки таким образом могут наследоваться. ‘
В других похожих историях указывается, что Вейсман проводил эксперименты с 20 или даже 30 поколениями крыс или мышей.
Я должен признаться, что я не читал Ламарка, но не думаю, что Ламарк утверждал, что у мышей с отрубленными хвостиками родятся мышата без хвостиков. Поэтому я решил поискать в чем заключалась идея Вейсмана при проведении такого на первый взгляд странного эксперимента и что, собственно говоря, он хотел доказать.
Первой на глаза попалась короткая заметка в Science ‘Наследование травм‘ (August 9, 1889). В ней так рассказывалось об опытах Вейсмана:
- 17 октября 1887. Вейсман удалил хвосты у семи мышей-самок и пяти мышей-самцов (клетка 1).
- 16 ноября 1887. В клетке появился первый приплод, который был затем удален из клетки. Все последующие приплоды также удалялись из клетки.
- 2 декабря 1887. Пятнадцать мышат из приплода было помещено в клетку 2 и у них были удалены хвосты.
- дата не указаны. 14 мышат третьего поколения было помещено в клетки 3 и им также удалили хвосты.
- 17 декабря 1888. В клетке 1 было рождено 333 мышат и у всех были нормальные хвосты.
- 17 декабря 1888. В клетке 2 было рождено 233 мышат с нормальными хвостами.
- 17 декабря 1888. В клетке 3 было рождено 141 мышь также с нормальными хвостами.
- Эксперимент проводился до пятого поколения. Всего от родителей без хвостом родилось 849 мышей с нормальными хвостами.
Далее я нашел эссе самого Вейсмана ‘Предполагаемая передача увечий‘ (1888), где он подробно описал свои цели и выводы из проведенных им опытов. Как оказалось, в те времена (вторая половина девятнадцатого века) было немало приверженцев идей Ламарка. При этом в пользу идей Ламарка горячие головы приводили именно наследование увечий. Вейсман подробно цитирует имеющиеся на этот счет наблюдения. Именно эти утверждения подвигнули Вейсмана на свой эксперимент. Правда в его описании эксперимент завершился 16 января 1889 года и всего было рождена 901 мышь. Возможно, что авторы заметки в Science взяли свои данные из предыдущего доклада Вейсмана.
Вейсман достаточно взвешенно обсуждает результаты своего эксперимента. Его основной вывод заключается в том, что его эксперимент с большой долей вероятности опровергает имеющиеся сведения о наследовании увечий. Вейсман не скрывает своего неприятия идей Ламарка о наследовании приобретенных характеристик, но он достаточно четко разделяет, что его эксперимент показал, а что нет.
Информация
Я услышал про эксперименты Вейсмана в:
Frederick Gregory, The Darwinian Revolution, Lecture Nine, How Origin Fared among Scientists.
Inheritance of Injuries, Science, Vol. 14, No. 340 (Aug. 9, 1889), pp. 93-94
A. Weismann. The Supposed Transmission of Mutilations, 1888.