Моника Гальяно: Ассоциативное научение растений

Оказывается, есть экспериментальное исследование, которое показало, что у растений также можно выработать «условный рефлекс». Следует обратить внимание на то, что такой эксперимент был проведен в первый раз и поэтому, пожалуй, не стоит торопиться с выводами. Тем не менее, любопытно. Статья была опубликована в журнале Scientific Reports, который издается группой Nature. Эксперимент был проведен с посевным горохом (Pisum sativum), тот же самый сорт, который в свое время использовал Грегор Мендель. Ниже приведено короткое описание эксперимента.

Ростки гороха помещались в Y-образную трубку. В статье конструкция именуется как Y-maze, дословно Y-лабиринт. Ростки выдерживались в режиме 8 часов света + 16 часов темноты от 5 до 8 дней. После этого в течение трех дней проводилась тренировка. В этот период растения держали в темноте за исключением сессий тренировки, когда свет в течение одного часа сочетался с потоком воздуха от вентилятора. Свет играл роль безусловного стимула, поток воздуха — условного стимула. График тренировки показан справа: вначале на час запускался поток воздуха через один из двух ветвей трубы, затем в течение получаса поток воздуха сочетался со светом и последние полчаса свет подавался один. Потоки воздуха и света подавались в одной группе ростков гороха через одну ветвь, в другой через разные (см. рисунок).

https://media.springernature.com/lw685/springer-static/image/art%3A10.1038%2Fsrep38427/MediaObjects/41598_2016_Article_BFsrep38427_Fig1_HTML.jpg

Время было подобрано таким образом, что во время тренировки ростки гороха дорастали до развилки трубы. Таким образом, тестирование проводилось в один день, когда у растения была возможность выбрать в какую из ветвей трубы следует расти. При тестировании растения  разделялись на две группы, контрольную и испытуемую (control и treatment на графиках сессии тестирования справа). Тестирование проводилось в темноте, в контрольной группе не было никаких других сигналов, в испытуемой подавался поток воздуха.

В контрольной группе ростки гороха выбрали ветвь трубы, в которой показывался свет в последний день тренировки. В испытуемой группе ростки верно использовали сигнал вентилятора — они выбирали либо ветвь трубы с вентилятором или без, в зависимости от условий тренировки.

В статье также описан второй эксперимент, где в дополнение как свет, так и температура использовались в качестве таймера цикла времени (Zeitgeber). Эти эксперименты показали, что обучение удавалось только в том случае, если оно проводилось в течение времени, которое соответствовало ощущаемому дневному времени (subjective day) по циркадному ритму.

Информация

Monica Gagliano, Vladyslav V. Vyazovskiy, Alexander A. Borbély, Mavra Grimonprez & Martial Depczynski, Learning by Association in Plants, Scientific Reports 6, Article number: 38427 (2016).

См. также: Сознание у растений

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/161498.html

05.03.2016 Моника Гальяно: Разговор растений

Увидел статью Прервать молчание: Язык и формирование смыслов в растениях. Интересно отметить, что статья опубликована в журнале под чудным названием Экопсихология.

Идея статьи статьи заключается в том, что надо отбросить антропоцентризм и посмотреть на мир растений и животных без предвзятости белого колонизатора. С моей точки зрения проблема заключается в том, что на этом пути все что происходит, так это замена антропоцентризма на антропоморфизм. Ниже несколько цитат из статьи, которые мне особенно приглянулись.

В целом я должен сказать, что биологи мне нравятся даже больше, чем физики. У биологов все как-то веселее. Почему-то мне статья Моника Гальяно напомнила старый добрый мультфильм про Дюймовочку:

‘- Как вас зовут, красавица?
— Дюймовочка.
— Дюймовочка? Дюймовочка! Ах, какое прекрасное имя.
— Будь моей женой, Дюймовочка!
— Если Вы мне откажете, я умру от горя! Ах, умираю!..
— Я согласна’

‘Наше неизбежно выборочное рассмотрение темы в основном основана на появляющихся эмпирических данных из области поведенческой экологии животных и растений, а не на разнообразных перспективах, предлагаемых лингвистикой и психологией. Тем не менее, наша цель — начать междисциплинарный диалог между психологическим и экологическим пониманием языка. Мы подходим к этой задаче путем преодоления разрыва между человеческим и нечеловеческим мирами с двух сторон. С одной стороны, мы делаем человеческий мир ближе к природному путем демонстрации, что большая часть человеческого языка основана на инстинктах и таким образом посредством этой ‘материальности’ язык ближе, чем мы думаем, к языку вне мира человека. С другой стороны, демонстрация большей сложности нечеловеческой коммуникации поднимает ее ближе к языку человека и таким образом мы пытаемся приблизить природу к человеческому миру на пути более универсального понимания природы языка.’

‘Один из основных путей, посредством которого растения взаимодействуют и общаются с окружением, является богатый и сложный букет из нескольких тысяч летучих химических веществ.’

‘Более 450 видов растений способны изменять свой цвет, позицию и форму для рекламы своей торговой сессии и даже для содействия дальнейших торговых сделок в случае недостаточной опыленности.’

‘Как во всех языках, эти жесты наполнены значением, которое растения используют для вызова поведения опылителей, которое наиболее выгодно в данное время. Растения и опылители по всей видимости достигли взаимного понимания этого интерактивного языка, своего рода завета, когда значение цвета, формы, запаха вместе с правилами, управляющими значениями, постоянно подвержены переговорам и соглашениям, и воплощены в растения и опылителей как часть их коэволюционного диалога. В этом смысле они не сильно отличаются от человеческих жестов, включая наши произносимые слова …’

‘Говоря эволюционным языком, именно за счет практики и опыта в разных условиях этот инвентарь жестов и высказываний наполняется значением и, наиболее важно, разделяется с другими и передается через поколения. С этой перспективы, язык растений по-видимому возник из индивидуального обучения, передачи культуры и биологической эволюции — те же самые три адаптивные системы, которые, как предполагалось, находятся в основании человеческого языка.’

Gagliano Monica and Grimonprez Mavra, Breaking the Silence—Language and the Making of Meaning in Plants, Ecopsychology. September 2015, 7(3): 145-152.

Про Монику Гальяно есть научно-популярная статья:

Резник Н.Л., Биоакустика растений: попытка рождения, Химия и жизнь, 2013, Сентябрь, N 9.

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/118692.html


Опубликовано

в

©

Метки: