Кит Фарнсуорт в статье Может ли у робота быть свобода воли? утверждает, что свободу воли можно обнаружить только у живых организмов, например у бактерии, в то же время у робота свобода воли отсутствует:
‘Единственными известными системами, удовлетворяющими всем этим критериям [свободы воли] являются живые организмы, не только люди, но широкий круг организмов. Главным препятствием к свободе воли у современных искусственных роботов является отсутствие у них «кантианского целого». Cознание представляется не необходимым, а минимальная сложность для системы, обладающей свободой воли, может быть довольно низкой и включать в себя относительно простые жизненные формы, которые, по крайней мере, способны к обучению.’
Статья построена таким образом. Фарнсуорт начинает с определения свободы воли, в котором он выделяет пять необходимых компонентов свободы воли:
- FW1: существует объект, которому можно отнести свободу воли;
- FW2: существуют жизнеспособные альтернативные действия, среди которых объект имеет возможность выбора;
- FW3: объект не ограничен в выборе той или иной альтернативы;
- FW4: «воля» объекта генерируется внутренними процессами, которые не связаны с генераторами случайных чисел;
- FW5: в похожих обстоятельствах объект может вести себя по-разному в соответствии с внутренней «волей».
Далее ведется поиск системы, которая годится в рамках критерия FW1. Предлагается, что такая система может быть только «кантианским целым» (Kantian Whole). На этом пути обыгрывается возникаемость и нисходящая причинность (предполагается что работы физика Джорджа Эллиса уже доказали наличие нисходящей причинности). Рассматривается разница между целью, волей, планом и функциональностью для того, чтобы показать, что можно найти волю у естественных системы, без введения в рассмотрение глобального дизайнера.
Следующий шаг связан с рассмотрением возможности осуществления воли системы на пути достижения внутренней цели и посвящен вычислительным аспектам этой проблемы. В качестве примера рассматривается бактериальный хемотаксис (движение бактерии по направлению к пище, предполагается, что это может быть примером свободы воли бактерии). В рамках теории автоматов рассматривается вопрос, каким образом возникает внутреннее самопредставление системы и каким образом система становится способной к обучению. Рассмотрение заканчивается представлением концептуальной машины, обладающей свободой воли.
Отличие бактерии от робота заключается в том, что предполагается наличие у бактерия свойства самоопределения (self-determined). Имеется в виду, что бактерии размножаются сами по себе и в этом случае бактерии можно отнести к «кантианским целым». Робот же изготовляется человеком и поскольку робот не может существовать без человека, то робот уже не попадает в «кантианские целые».
Информация
Keith Douglas Farnsworth. Can a Robot Have Free Will? Entropy 19, no. 5 (2017): 237.
Обсуждение статьи у shuurrsh (есть полный перевод реферата статьи на русский)
https://shuurrsh.livejournal.com/158574.html
‘Используя идеи кибернетики и информационного понимания биологических систем, предлагается точное, научно обоснованное определение свободы воли и устанавливаются ключевые требования к агенту, который мог бы в принципе обладать ею. Они таковы: а) должна быть самость (Я) для самодетерминации; b) должна быть ненулевая вероятность того, что существует более одной возможности действовать; с) должны быть внутренние средства выбора между возможностями (они не должны быть полностью случайными, случайность есть отсутствие выбора). Чтобы выполнялось (а), агент самодетерминации должен быть организационно закрыт (самодостаточен?) («кантианское целое»)*. Чтобы выполнялось (с): (d) возможности должны генерироваться внутренней моделью Я, которая учитывает будущие состояния соответственно возможным реакциям/ответам/действиям; (е) выбор среди этих возможностей требует оценки, с использованием внутренне генерируемой цели, определенной как объективная функция, представляющая общую «главную функцию» агента и (f) для «глубокой свободной воли» должно быть по меньшей мере два вложенных уровня выбора, и цели (d-e) должны достигаться агентом. Агент должен также быть способен реализовать свой выбор в физической реальности. Единственные известные системы, удовлетворяющие всем этим критериям — живые организмы, не только люди, но широкий круг организмов. Главным препятствием к свободе воли в настоящее время у искусственных роботов является отсутствие у них «кантианского целого». Обладание сознанием представляется не обязательным, и минимальная сложность системы обладающей свободой воли может быть довольно низкой и включать относительно простые жизненные формы, способные, по крайней мере, к обучению.’
Обсуждение с synchrozeta (машина не может иметь своё «я», т.е. она не трансцендентна)
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/171482.html