09.11.2022 The biggest self-deluder of all, Immanuel Kant
Тим Модлин в рецензии о книге Errol Morris ‘The Ashtray’ (Модлину книга нравится):
‘И за Бором, и за Куном лежит рука Канта. В эпохальном и грандиозно невразумительном шедевре «Критика чистого разума» (1781 г.), Кант осуществил величайший интеллектуальный фокус-покус в истории науки. Кант назвал это коперниканской революцией в философии.’
Tim Maudlin, The Defeat of Reason, Boston Review, June 1, 2018.
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/299234.html
14.06.2013 Из Tim Maudlin, The Metaphysics Within Physics, p. 78-79
‘Кант, например, утверждал, что метафизика должна состоять из необходимых истин, и что необходимые истины должны следовать априори, поэтому метафизические утверждения не могут быть подтверждены опытом.’
‘Кантовская линия еще продолжает существовать в точке зрения о том, что соответствующим объектом метафизических исследований является не мир, а наша собственная «концептуальная система», особенно в том, что данная концептуальная система структурирует наши мысли о мире. Такой маневр позволяет метафизике оставаться априорной (при предположении, что мы можем найти факты о нашей концептуальной системы простыми размышлениями), и при этом убрать из нее любые претензии на описание самого мира.’
‘Современная физика, то есть теория относительности и квантовая механика, разрушает тезисы Канта о статусе пространства, времени и причинности: как бы не думать о мире, выявленном опытом, уже нельзя представлять, что мир обязан быть нам представлен в виде ньютоновского пространства и времени, управляемого детерминированными законами. Эмпирическая наука дала нам гораздо более удивительные предположения о фундаментальной структуре мира, чем были в состоянии придумать философы, и мы должны следовать за эмпирической наукой. То, что наши физические теории подтверждаются эмпирическим опытом не является недостатком, а скорее дает нам основания полагать, что такие экстравагантные описания того, что существует, могут быть правильными.’
17.02.2013 Критика Канта Максом Велмансом
Макса Велманс — представитель нейронауки. В отличие от других нейрофизиологов Макс Велманс говорит, что наши представления находятся там же, где сами предметы. Для этого он вводит в рассмотрение экстрапроекцию представлений (perceptual projection), которая некоторым пока необъяснимым образом переводит представление из мозга туда, где мы их ощущаем. Это означает например, что когда два человека смотрят на кошку, сознательное восприятие кошки у обоих граждан геометрически находится в одном и том же месте.
Max Velmans, Understanding Consciousness, p. 202
‘Неопределенность, по-видимому, неотрывна связана с репрезентативным знанием. Тем не менее, точка зрения Канта о том, что вещь сама по себе непознаваема, является экстремальной.’
‘Мы с необходимостью основываем наше взаимодействие с миром на опыте, концепциях и теориях, которые у нас есть, и эти представления позволяют нам довольно хорошо с ним взаимодействовать. Крайняя позиция Канта в любом случае не имеет смысла. Если мы ничего не можем знать о «реальном» мире, то никакое подлинное знание невозможно ни в философии, ни в науке — и в этом случае нельзя даже узнать, что вещь сама по себе непознаваема.’
‘В кантовской интерпретации теория познания, основанная на «вещи самой по себе», также внутренне противоречива. Если явления внешнего мира не являются репрезентациями самой вещи, то эти явления не могут быть репрезентациями, так как нет ничего, репрезентациями чего они могут являться. И наоборот, если они являются репрезентациями вещей самих по себе, то последние не могут быть непознаваемыми.’
Философы защищают Канта (из обсуждений в 2013 году)
‘Представления о пространстве и времени вполне возможно взять из обыденного опыта. В частности мне не нужно было знакомиться с физикой нового времени, чтобы понять трансцендентальную эстетику. Это симптом того, что можно обойтись и без физики.’
‘на днях меня посетило вдохновение и я наконец понял то что Кант пишет о пространстве и времени. Тут не причем физика нового времени. В основе кантовской идеи лежит понимание пространства-времени как чистых форм сознания.’
‘Время и пространство у Канта — это способы, которыми эта_вещь нам дана. В пространстве вещь дана — как доступная внешнему чувству (кантовский термин), т.е. как внеположенная и отличная от нас (и от других вещей), а во времени — как доступная внутреннему чувству (тоже термин), т.е. как нечто пребывающее и постоянное, которое сегодня вызывает в нас одни чувства, а завтра другие, что позволяет нам рассказать про вещь историю, т.е. связать различные суждения в последовательный рассказ о той же самой (пребывающей) вещи. Но в обоих способах рассмотрения вещь дана нам как феномен: в одном случае — пространственный, в другом — временной.’
См. также: https://mikeura.livejournal.com/484974.html