Лима-де-Фариа: Эволюция без отбора

Я просмотрел книгу А. Лима-де-Фариа Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции (A. Lima-de-Faria, Evolution without Selection: Form and Function by Autoevolution). Ниже идут мои комментарии по поводу увиденного.

Книга в целом занятна. В ней много интересных иллюстрацией и цитат. В этом отношении просмотр книги доставил чувство глубокого внутреннего удовлетворения.

Основная тема книги связана с отвержением традиционной мантры биологов, связанной с происхождение видов путем естественного отбора. Основной аргумент Лима-де-Фариа связан с тем, что как окружение, так и организмы подчинаются физико-химическим законам. Как следствие получается, что под естественным отбором можно назвать только незнание этих самых физико-химических взаимодействий в полной мере.

Что же предлагается взамен? В послесловии Л. И. Корочкин охарактеризовал точку зрения Лима-де-Фария как глобальный эволюционизм. Мне понравился термин. Лима-де-Фария считает, что натуральная история существовала до происхождения жизни и что законы натуральной истории едины. С этой точки зрения требуется дать единое бъяснение для всей натуральной истории, включая образование протонов, нейтронов, атомов, молекул, кристаллов, и т.д. На этом пути Лима-де-Фария вводит эволюцию как движущую силу природы и говорит, что законы эволюции не поменялись после происхождения жизни. Для примера приведу цитату про шею жирафа и хобот слона:

‘То же самое относится и к фенотипу организма. Длинная шея жирафа, хобот слона… Ни одно из этих отклонений не представляет собой «адаптацию, созданную отбором»; они существуют, потому что являются продуктами независимых эволюций различных молекулярных комплексов организма, развивавшихся по своим собственным каналам, независимо от последствий, которые это могло иметь для фенотипа организма. Длинная шея у жирафа и хобот у слона существуют не потому, что эти животные приобрели их в результате отбора, а потому, что минеральные вещества клетки, основания ДНК и фосфолипиды мембран изменили свои химические взаимодействия.’

Интересно рассмотреть концепция Лима-де-Фария и естественного отбора с точки зрения, что такое объяснение. В книге можно увидеть надежду на обнаружение истинных законов, которые дадут ответы на все вопросы.

«Когда комбинаторные процессы будут детально изучены, кажущиеся разрывы между человеком и млекопитающими, животными н растениями, бактериями и кристаллами, макромолекулами и элементарными частицами исчезнут, уступив место единому взгляду на всю Вселенную.»

С моей же точки зрения такой подход просто аналогичен подходу Августина (http://olgaw.livejournal.com/112402.html)

«В качестве решения проблемы он [Августин] предлагает теорию, согласно которой вещи, обретшие бытие после первоначального творения мира Богом, присутствовали с самого начала в форме невидимых скрытых возможностей, которые актуализируются только с течением времени.»

Разница только в том, что в варианте Лима-де-Фария творение Богом мира отбрасывается по идеологическим соображениям и остается «получилось так, как получилось».

Использование естественного отбора как независимого механизма дает больший простор для объяснений, например

«Мы любим рассказывать истории, поскольку рассказ историй вырабатывает воображение, а воображение было полезно во времен охотников и собирателей.»

Такое объяснение с первого взгляда выглядит независящим от неизвестных физико-химических взаимодействий и дает некоторым гражданам интеллектуальное удовлетворение без необходимости достижения единого взгляда на всю Вселенную.

В целом вопрос, что можно назвать объяснением с моей точки зрения остается открытым в обоих случаях. Лима-де-Фария увязает в поиске первопричины. Объяснения же на уровне естественного отбора выглядят пустыми. Например при рассмотрении истории часто можно услышать объяснения типа

«Наполеон проиграл войну 1812 года в России из-за холодов.»

В чем разница такого объяснения от объяснения на уровне естественного отбора?

Биокристаллы

Лима-де-Фария в своей книге наряду с эволюцией организмов рассматривает эволюцию кристаллов. На этот счет у него можно найти много занятных иллюстраций, где сопоставляются формы кристаллов и формы организмов. Ниже одна цитата, которая на мой взгляд хорошо отражает трудную работу биологов. Как здесь отделить фигуру речи от научной составляющей?

«В биокристаллах осуществляется драматическое взаимодействие между неуправляемыми молекулярными силами, стремящимися к образованию равновесной конфигурации при минимуме энергии, и организующей способностью живых клеток. Жизнь по необходимости подчиняется законам неодушевленной природы, но вместо того, чтобы использовать грубую силу, она как бы канализирует поток энергии, направляя вещество на образование форм все более сложных и термодинамически маловероятных.»

S Inoué, K Okazaki. (1977). Biocrystals. Sсi. Am. 236(4), 83—92.

Кстати к биокристаллам подходит серия заметок с красивыми картинками про Difflugia

http://aspidisca.livejournal.com/66440.html (также см. предыдущие заметки)

Цитаты

«Случайность — другая концепция, постоянно используемая неодарвинистами для прикрытия невежества. Каждое биологическое явление, подвергнутое тщательному анализу, оказывается упорядоченным, в том числе и мутационный процесс.»

См. также