Лима-де-Фариа: Эволюция без отбора

Я просмотрел книгу А. Лима-де-Фариа ‘Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции’. Книга в целом занятна. В ней много интересных иллюстрацией и цитат. В этом отношении просмотр книги доставил чувство глубокого внутреннего удовлетворения.

Основная тема книги связана с отвержением традиционной мантры биологов, связанной с происхождение видов путем естественного отбора. Основной аргумент Лима-де-Фариа связан с тем, что как окружение, так и организмы подчиняются физико-химическим законам. Как следствие получается, что под естественным отбором можно назвать только незнание этих самых физико-химических взаимодействий в полной мере.

Что же предлагается взамен? В послесловии Л. И. Корочкин охарактеризовал точку зрения Лима-де-Фария как глобальный эволюционизм. Мне понравился термин. Лима-де-Фария считает, что натуральная история существовала до происхождения жизни и что законы натуральной истории едины. С этой точки зрения требуется дать единое объяснение для всей натуральной истории, включая образование протонов, нейтронов, атомов, молекул, кристаллов, и т.д. На этом пути Лима-де-Фария вводит эволюцию как движущую силу природы и говорит, что законы эволюции не поменялись после происхождения жизни. Для примера приведу цитату про шею жирафа и хобот слона:

‘То же самое относится и к фенотипу организма. Длинная шея жирафа, хобот слона… Ни одно из этих отклонений не представляет собой «адаптацию, созданную отбором»; они существуют, потому что являются продуктами независимых эволюций различных молекулярных комплексов организма, развивавшихся по своим собственным каналам, независимо от последствий, которые это могло иметь для фенотипа организма. Длинная шея у жирафа и хобот у слона существуют не потому, что эти животные приобрели их в результате отбора, а потому, что минеральные вещества клетки, основания ДНК и фосфолипиды мембран изменили свои химические взаимодействия.’

Интересно рассмотреть концепция Лима-де-Фария и естественного отбора с точки зрения, что такое объяснение. В книге можно увидеть надежду на обнаружение истинных законов, которые дадут ответы на все вопросы.

‘Когда комбинаторные процессы будут детально изучены, кажущиеся разрывы между человеком и млекопитающими, животными н растениями, бактериями и кристаллами, макромолекулами и элементарными частицами исчезнут, уступив место единому взгляду на всю Вселенную.’

С моей же точки зрения такой подход просто аналогичен подходу Августина (http://olgaw.livejournal.com/112402.html)

‘В качестве решения проблемы он [Августин] предлагает теорию, согласно которой вещи, обретшие бытие после первоначального творения мира Богом, присутствовали с самого начала в форме невидимых скрытых возможностей, которые актуализируются только с течением времени.’

Разница только в том, что в варианте Лима-де-Фария творение Богом мира отбрасывается по идеологическим соображениям и остается «получилось так, как получилось».

Использование естественного отбора как независимого механизма дает больший простор для объяснений, например

‘Мы любим рассказывать истории, поскольку рассказ историй вырабатывает воображение, а воображение было полезно во времен охотников и собирателей.’

Такое объяснение с первого взгляда выглядит независящим от неизвестных физико-химических взаимодействий и дает некоторым гражданам интеллектуальное удовлетворение без необходимости достижения единого взгляда на всю Вселенную. В целом вопрос, что можно назвать объяснением с моей точки зрения остается открытым в обоих случаях. По-моему, Лима-де-Фария увязает в поиске первопричины.

Биокристаллы

Лима-де-Фария в своей книге наряду с эволюцией организмов рассматривает эволюцию кристаллов. На этот счет у него можно найти много занятных иллюстраций, где сопоставляются формы кристаллов и формы организмов. Ниже одна цитата, которая на мой взгляд хорошо отражает трудную работу биологов. Как здесь отделить фигуру речи от научной составляющей?

‘В биокристаллах осуществляется драматическое взаимодействие между неуправляемыми молекулярными силами, стремящимися к образованию равновесной конфигурации при минимуме энергии, и организующей способностью живых клеток. Жизнь по необходимости подчиняется законам неодушевленной природы, но вместо того, чтобы использовать грубую силу, она как бы канализирует поток энергии, направляя вещество на образование форм все более сложных и термодинамически маловероятных.’

S Inoué, K Okazaki. (1977). Biocrystals. Sсi. Am. 236(4), 83—92.

Кстати к биокристаллам подходит серия заметок aspidiscaс красивыми картинками про Difflugia (также см. предыдущие заметки).

Лима-де-Фария о случайности:

‘Случайность — другая концепция, постоянно используемая неодарвинистами для прикрытия невежества. Каждое биологическое явление, подвергнутое тщательному анализу, оказывается упорядоченным, в том числе и мутационный процесс.’

А. Лима-де-Фариа, Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции, 1991.

A. Lima-de-Faria, Evolution without Selection: Form and Function by Autoevolution, 1988.

05.12.2015 Лима-де-Фариа о человеке и об обществе

Я бегло просмотрел книгу А. Лима-де-Фариа. Ниже цитаты из книги про человека и общества.

‘Общественное поведение млекопитающих отчасти регулируется химической информацией и установлением репродуктивной иерархии. У млекопитающих и человека средствами коммуникации служат феромоны.’

‘Широко исследовались химические сигналы у человека (Forsyth, 1985). Был проведен опыт для сравнения обоняния у мужчин и женщин. Оказалось, что женщины в сто раз чувствительнее мужчин к запаху экзалотида — соединения, близкого по химической структуре к летучему мужскому половому секрету, и эта чувствительность максимальна в период овуляции. У женщин с удаленными яичниками способность различать этот запах полностью пропадает, но восстанавливается после инъекций женского полового гормона — эстрогена. В моче человека найден андростерон, близкородственный половым феромонам человека.’

‘Могут возразить, что в этом контексте следует рассмотреть психологические, исторические и политические факторы. Их, однако, также можно будет свести к физико-химическим процессам по мере того, как мы будем знать о них больше. Ограничимся следующим примером.

Спрос на продукты питания и снабжение ими лежат в основе создания новых сообществ людей. Голод в Европе в начале века заставил многих ее жителей иммигрировать в Америку. Наличие пахотных земель и характер имеющихся продуктов питания — одна из причин сохраняющегося и поныне расслоения общества.

Как было описано в гл. 14, простейшие — амебы — существуют раздельно или агрегируют, образуя сообщество клеток. Амебы питаются бактериями и при изобилии последних остаются изолированными. Если же источник питания иссякает, то амебы: 1) мигрируют; 2) самоорганизуются в скопление строго определенной формы; 3) выполняют различные функции в новообразованном клеточном сообществе в соответствии с последовательностью присоединения к нему (Sussman, 1964; Воппег, 1983). Европейцы, поселившиеся в районе Нью-Йорка, и те, кто достиг Среднего Запада, специализировались в различных отраслях деятельности. С самого начала представители первой группы занялись в основном торговлей и стали работать в промышленности, тогда как вторые занялись фермерством. Как видно, в этом отношении люди недалеко ушли от простейших. В обоих случаях возможности пропитания регулируют миграцию и род функции, а также определяют характер сообщества.

Следует подчеркнуть, что я не утверждаю, будто сообщества людей и животных идентичны. Я лишь пытаюсь заложить основы физико-химического подхода, который помог бы лучше понять механизмы образования и развития человеческого общества.’