Картина мира Ньютона

Я прочитал книгу Давида Кастильехо Расширяющая сила в космосе Ньютона (David Castillejo, Expanding Force in Newton’s Cosmos). Давид Кастильехо был одним из первых исследователей неопубликованных рукописей Ньютона во второй половине двадцатого века. Кастильехо считает, что у Ньютона было цельное мировоззрение, которое органично сочетало в себя теологические, алхимические и научные взгляды.

Книга небольшая по объему и в ней много цитат Ньютона. Поскольку большинство цитат открывают Ньютона с непривычной стороны, то должен сказать, что мне с первого прочтения не удалось проследить за логикой автора. Я ограничился тем, что просто выписал некоторые цитаты Ньютона (см. On Newton’s World View). Для тех кто знает английский это будет введением в непривычные мысли Ньютона.

Ниже идут ссылочки из Рунета, связанные c работами Ньютона по алхимии, пророчеству Даниила, истории церкви и хронологии.

Алхимия сэра Исаака Ньютона
http://www.gazeta.ru/science/2010/06/15_a_3385086.shtml

«Исаак Ньютон занимался не только физикой и математикой, но и алхимией. Тайным химическим экспериментам он посвятил 30 лет жизни. Теперь его лабораторные журналы, комментарии к ним и схемы опытов, проведенных по его методикам, опубликованы в интернете и доступны широкому читателю.»

Исаак Ньютон об Алхимическом Делании
http://alchemy.ucoz.ru/forum/48-724-1

Не знаю, насколько точны приведенные высказывания, но они похоже на то, что можно увидеть в книге Кастильехо.

«Новорожденного короля кормят при большом тепле молоком, извлеченным дистилляцией из гниющей материи второй части Делания.»

Коллекция работ Ньютона в Национальной библиотеке Иерусалимского университета
http://www.translarium.info/2013/07/newton-collection.html

«Существуют, по крайней мере, три причины, почему эти документы имеют такое большое значение, даже если они не всегда напрямую говорят о каноническом Ньютоне. Во-первых, рукописи помогли осветить науку Ньютона. Набожность Ньютона служила ему вдохновением для изучения природы и того, что мы сегодня называем наукой. Однако теологические работы Ньютона многое говорят нам также и о его индуктивных методов и его взглядах на единство Божьего творения.
Во-вторых рукописи освещают личность Ньютона. Его лицо обычно представленное, как икона холодной рациональности, теперь оказывается лицом алхимика, библейского ученого, религиозного приверженца, который сосредоточенно изучал символы книги Даниила и Откровений на протяжении десятилетий в попытке расшифровать смысл будущего, предопределенного Богом. Теперь Ньютона по праву могут изучать как алхимика и богослова.»

Комментарии Исаака Ньютона к Книге Даниила и Апокалипсису
http://komrad-danko.livejournal.com/tag/Ньютон-Даниил

«Сравнив таким образом Евангелия Матфея и Иоанна, мы получили последовательную историю деяний Христовых на пространстве пяти Пасх. При этом, как мы видели, что Иоанн более обстоятелен в начале и конце, а Матфей в средине; то, что опускает один, дополняет другой.»

С. Я. Лурье. Ньютон — историк древности
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/newthist.htm

«Ньютон не только не думал отрицать возможность чудес и пророчеств, но считал, что на первой стадии мировой истории бог постоянно должен был прибегать к чудесам и приостанавливать действие законов природы, чтобы демонстрировать людям свое всемогущество, тогда как в наше время это излишне. Итак, «Principia» и «Оптику» Ньютон посвятил изучению законов, на основании которых бог управлял уже готовым миром. Хронологический же его труд должен был показать, как создавалось человеческое общество в ту эпоху, когда бог ещё приходил в тесное соприкосновение с людьми, открываясь им в чудесах и пророчествах: отдельных людей он одарял чудесной силой, при помощи которой эти люди могли изменять движение светил и приостанавливать действие естественных законов. Эта сила была отнята у людей, после того как откровение было дано людям полностью через смерть и воскресение помазанника божия. Итак, люди, действительно, когда-то обладали даром пророчества; когда-то в мире, действительно, происходили чудеса, нарушавшие естественные законы. Поэтому ничто не препятствует тому, чтобы в Библии всё с начала до конца было истиной.»

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/109982.html

________________

Из старых обсуждений

Из вашего ответа вроде бы следовало, что вот Ньютона можно уж точно отнести к настоящим ученым. Я поэтому остановлюсь на нем, чтобы лучше понять в чем же разница Ньютона с Птоломеем.

Итак, Ньютон принадлежал к христианам, которые были убеждены, что бог не только создал мир, но и активно участвует в текущей жизни мира. На этом пути Ньютон был убежден, что его теория полностью подтверждает данные ожидания. Поскольку между планетами действует сила притяжения, то Солнечная система нестабильна и бог время от времени вмешивается в движение небесных тел, чтобы поддержать стабильность солнечной системой. Ньютон также активно занимался как астрологией, так и алхимией. Почему же Ньютона можно отнести к ученым, а Птоломея нет?

К слову сказать, Лейбниц был категорически не согласен с Ньютоном. Он говорил, что невозможно представить себе, чтобы Бог не создал идеальную вселенную. Между Ньютоном и Лейбницом был длинный публичный диспут на темы богословия по этому поводу, который вносил оживление в будничную жизнь тогдашних интеллектуалов.


Опубликовано

в

©