Эдвин Бёртт: Метафизика основ современной физики

На глаза попался прекрасный обзор интеллектуальной истории научной революции семнадцатого века. Книга написана в начале двадцатого века, но это обстоятельство, пожалуй, следует отнести к преимуществам, поскольку в те времена было более четкое понимание того, что в основе научных идей лежит метафизика. Логические позитивисты хотели отделить науку от метафизики, но в любом случае получилось так, что в конце концов ученые решительно отказались от логического позитивизма. Поэтому рассмотрение метафизики научных революционеров семнадцатого века как нельзя лучше подходит для размышлений о современной науке.

Начну с рисунка из книги David Gamez, Human and Machine Consciousness, который визуально представляет метафизику, сложившуюся в ходе научной революции семнадцатого века. В те времена свойства объектов были разделена на первичные и вторичные качества. Первичные качества являлись характеристикой самого мира и они выражались посредством математики. Вторичные качества (например, цвет) получались только в ходе взаимодействия разума с миров посредством органов чувств, то есть вторичные качества не являлись свойствами внешнего мира.

http://blog.rudnyi.ru/ru/wp-content/uploads/2019/12/PrimarySecondaryQualities.jpg

На рисунке представлен внешний мир, в котором происходят физические взаимодействия между окружением  и телом человека. Внешний мир, как и тело человека во внешнем мире бесцветны. Разум (в настоящее время предпочитают термин сознание) получает информацию от органов чувств и затем в разуме появляется репрезентация внешнего мира, представленная с использованием вторичных качеств (цветная часть рисунка). Следует обратить внимание, что репрезентация в разуме пространственно разделена с физическим миром. Внешний мир невозможно совместить с репрезентацией, поскольку например во внешнем мире нет зеленого, зеленое появляется только в результате работы разума.

В книге рассмотрены идеи Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Генри Мора, Исаака Барроу, Роберта Бойля и Исаака Ньютона. Выбор имен связан с тем, что Бёртт хотел показать формирование метафизики Ньютона и поэтому он включил в рассмотрение лиц, которые в особенности на это повлияли. Идеи Фрэнсиса Бэкона также оказали сильное воздействие на Ньютона, но они пришли к Ньютону во многом через Роберта Бойля.

Ниже я выпишу, что рассмотренные граждане говорили по поводу связи внешнего мира с математикой и проблеме первичных и вторичных свойств. Отмечу, что в книге немалое место уделяется вопросам, связанных с Богом и теологией, поскольку это обстоятельство играло важную роль в формировании новой метафизики. В книге также рассматрено много других интересных вопросов (атомизм семнадцатого века, позитивизм, концепции пространства, времени и эфира, и пр.), поэтому рекомендую просмотреть/прочитать книгу.

Николай Коперник

Следует отметить, что в те времена математика была неразрывано связана с геометрией. Отсюда следует, что математическая вселенная была тогда эквивалентна геометрической вселенной. Отсюда один шаг до того, что более простая геоментрическая структуры (планеты крутятся вокруг Солнца) ближе к реальному устройству мира. К этому добавляется идея гармонии в смысле математики/геометрии, что в свою очередь связано с пифагореизмом, который надо воспринимать именно как геометрическое и гармоническое устройство мира. Гармония в математике пифагорейцев — это не гармония чисел, а гармония протяженностей. Геометрический мир эквивалентен математическому миру. В этом смысле математика становится основополагающей наукой.

Иоганн Кеплер

Подхватил идею Коперника о том, что вселенная — это простая математическая/геометрическая гармония. Более того, Бог создал мир в соответствии с принципами совершенных чисел, поэтому именно математическая гармония в разуме Создателя является причиной наблюдаемых орбит планет. Правильная теория должна открывать математический порядок и гармонию.

Наблюдения посредством органов чувств смутны, путаны и противоречивы. Поэтому реальный мир связан только с тем, в чем нет сомнений, то есть с количествами. Настоящее знание с необходимостью является математическим. Не имеет смысла изучать качественные свойства.

Галилео Галилей

Выразительная цитата, которую следует понимать буквально:

‘Философия написана в этой величественной Книге (я имею в виду Вселенную), которая всегда открыта нашему взору, но читать ее может лишь тот, кто сначала освоит язык и научится понимать знаки, которыми она начертана. Написана же она на языке математики, и знаки ее – треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без которых нельзя понять ни единого из стоящих в ней слов, а не понимая их смысла, остается лишь блуждать в темном лабиринте.’

Субъективность вторичных качеств. Галилей проводит четкое различие между тем, что в мире абсолютно, объективно, неизменно и выражено математикой, и тем, что относительно, субъективно и чувственно. Первое — это мир знаний, второе — царство мнений и иллюзий. В объектах есть свойства, которые позволяют нам узнать настоящий объект (то, что связано с математическими свойствами). Все остальные свойства являются вторичными и, более того, субъективными. У Кеплера такого четкого отличия еще не было. Вторичные свойства у него были в мире, но они просто не были реальными или фундаментальными. По Галилею вторичные свойства — просто имена, которые разум дает при взаимодействии с первичными свойствами объектов. Вторичные свойства связаны только с человеком или животным. Без них в самой природе вторичных свойств нет.

Рене Декарт

Создатель аналитической геометрии. Цель — свести физику к геометрии. Наука едина и научный метод — это математика. Все физические явления должны быть сведены к математике. Математические законы природы, которые установил Бог.

Дуализм: res extensa и res cogitans. Первичные качества связаны с res extensa, вторичные с res cogitans. То, что мы видим и ощущаем, является взаимодействием разума с объектами, в реальном мире вторичные качества отсутствуют.

Томас Гоббс

Борьба с дуализмом Декарта. Разум — это всего лишь имя для мыслей индивида, но, в конечном итоге, это также всего лишь движение. Идея — это всегда образ (image), а образ имеет протяженность. Сам разум у Гоббса получает пространственное расположение в мозге.

Для образов/идей Гоббс использут термин фантазм. Вторичные качества у Гоббса также находятся только в разуме (пространственно в мозге) и они связаны с возникновением фантазмов. Гоббс рассматривает вопрос, не являются ли первичные свойства (протяженность) также только фантазмом. Он говорит, что фантазмом является пространство (space), но не протяженность (extension).

Гоббс продолжает линию номинализма поздних Средних веков.

Генри Мор

Также перенял разделение на первичные и вторичные качества. Возбуждения через органы чувств передаются в сенсориум, где душа воспринимает внешний мир с возникающими там вторичными качествами. Вторичные качества отсутствуют в природе.

Мор не мог согласиться с тем, что res cogitans не имеет протяжение. Для Мора нечто без протяжения эквивалентно ничто. Таким образом, Мор ввел протяжение для духа, но связь духа и материи в общем пространстве была достаточно сложной. Душа была проницаема для материи, могла перемещаться по телу и даже выходить за пределы тела.

По аналогии Мор ввел Дух Природы (Spirit of Nature, их было много). Это образования, напоминающие душу, перемещались в пространстве и обладали активностью. Более того, Мор ввел протяженность для Бога и, таким образом, Бог в определенной степени присутствовал в пространстве Природы.

Исаак Барроу

Как математик Барроу повсюду видел математику. Он без труда находил, что весь реальный наблюдаемый мир состоит исключительно из математических объектов. Поэтому физика является исключительно математической. Барроу также рассматривал разницу между математикой и геометрией.

Роберт Бойль

Согласен с Галилеем и Декартом, что природа на фундаментальном уровне математически в своей структуре. Математические и механические приницы — это «алфавит, с которым Бог написал мир». Бойль отвергает духи природы Мора. Все являения в мире имеют чисто механический характер.

Разделял дуализм Декарта (душа не имеет протяжения). Взгляды Бойля несколько отличались в отношении вторичных свойств. Он говорил, что они реальны в том смысле, что им в природе соотвествуют свои механические состояния, которые затем отображаются в виде вторичных свойств в душе (определенная реальность вторичных качеств). Под влиянием Гоббса, с котором Бойль был во многом не согласен, душа и мысли по Бойлю находились где-то в голове.

Определенный скептицизм. Как душа, запертая в мозге и отделенная от внешнего мира, может получить достоверные сведения о внешнем мире?

Исаак Ньютон

У Ньютона нет четкого описания используемого им научного метода. Его размышления по этому поводу разбросаны по разным произведениям. Следует отметить, что Ньютон стоял на позициях эмпиризма и поэтому он не закладывал математическое устройство природы априори. Он считал, что математическое описание природы делается в рамках экспериментального изучения явлений. Ньютон считал возможным, что в конце концов все явления можно будет описать математически, но к этому должны привести экспериментальные исследования.

Воззрения Ньютона на первичные и вторичные свойства также противоречивы. В ряде произведений он говорит о том, что человек непосредственно видит объекты во внешнем мире и что все свойства этих объектов принадлежат объектам. Однако в Оптике он полностью поддерживает воззрения на первичные и вторичные качества, изложенные выше. Душа находится в мозге и она воспринимает мир только посредством сенсориума (фантазмы) — непосредственное восприятие внешних объектов невозможно. Вторичные качества, включая цвет, связаны только с разумом и они отсутствуют в природе.

Интересно отметить, что Ньютон повторяет распространное утверждение в те времена, объясняющее почему душа видит один объект, несмотря на то, что у человека есть два глаза. Объяснение заключалось в том, что правая часть сенсориума получала информация от обоих правых половинок глаза, а левая часть сенсориума получал информацию от обоих левых половинок глаза.

Интересно отметить, что Ньютон считал, что энергия не сохраняется (следствие эмпиризма). Поэтому Ньютон вводит активные принципы, которые восстанавливали в природе потерявшуюся энергию.

 

В заключение несколько слов про книгу Человеческое и машинное сознание, из которой я позаимствовал картинку. Книга написана в духе теории виртуального мира — прекрасные иллюстрации помогают гораздо лучше понять, в чем эта теория заключается. С этой точки зрения книга крайне полезна. В целом, было бы интересно сделать подобные иллюстрации для всех философов. Это сделало бы более понятными философские взгляды того или иного философа.

Отмечу интересный момент в книге Человеческое и машинное сознание. Книга написана представителем информационных технологий и он прекрасно понимает трудности нахождения в физических процессах информации и вычислений. Поэтому он говорит, что корреляты сознания необходимо искать только с физическими процессами (корреляты сознания с информационными или вычислительными процессами невозможны).

Информация

Edwin Arthur Burtt, The Metaphysical Foundations of Modern Science. A Historical and Critical Essay,  Second Edition, 1932.

https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.425411

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/198420.html