Теория эволюции и ее отражение в культуре

Я проглядел книгу:

Л. В. Фесенкова, Теория эволюции и ее отражение в культуре. 2003.

«В книге предпринимается анализ многостороннего воздействия эволюционной теории на культуру, а также обратного влияния культуры на эволюционную теорию. Рассматриваются мировоззренческие последствия безграничной экстраполяuии идеи эволюuии и значение универсального эволюционизма. Исследуется реакция менталитета на натурализм, который вносит в обшественное сознание современная биология. Показана определяюшая роль эволюционноой теории в ментальных течениях современности — оккультизме, космизме и валеологии и их утопический характер. Поднимается проблема соотношения эволюционизма и утопизма в эпоху глобального кризиса цивилизаuии.»

В целом я остался доволен, хотя с моей точки зрения книга написана неровно. Есть интересные места, но также есть суждения, которые вряд ли можно назвать убедительными.

Мне особенно понравился раздел «Теория эволюuии в ценностном измерении». В нем рассматривается вопрос, связанный с тем, что у всех есть свое ценностное отношение к миру. Из своего опыта могу сказать, что даже упертые детерминисты уверены в том, что их позиция лучше, чем позиция оппонентов. Вопрос однако в том, каким образом из безразличного мира появляется ценностная оценка. Совершенно непонятно.

Мне также было интересно познакомиться с описанием валеологии (встретился с этим течением в первый раз), теософии и космизма. Меня поразил Циолковский:

‘К. Э. Циолковский, например, развивал представления о необходимости глобального уничтожения низших форм жизни на всех планетах Вселенной силами высшей, разумной и справедливой жизни, уже достигшей совершенства. Циолковский писал, что население передовых планет, посещая окружающие их незрелые миры с примитивной жизнью, «уничтожает ее по возможности без мучений и заменяет своей совершенной породой». Сомнения в этической правомерности таких действий он отметал. По его мнению, уничтожение слабых форм жизни представляет собой высокогуманную акцию по отношению к ним самим, так как прекращает их мучительное самоистребление, которое продолжалось бы миллионы лет, как оно и сейчас продолжается на земле. Вмешательство совершенных форм жизни «в немногие годы и даже дни уничтожает все страдания и ставит вместо них разумную, могущественную и счастливую жизнь. Ясно, что последнее в миллионы раз лучше первого»’

Такого поворота я никак не ожидал.

По-моему, в книге выражен интересный подход, который может оказаться полезным при рассмотрении эволюции, поскольку, как известно, крайности сходятся. Ниже приведено содержание книги:

Введение
Глава 1

Теория эволюuии в ценностном измерении
Проблема достоверности эволюционных теорий
Теория эволюuии в обыденном сознании
Глобальный эволюционизм в аксиологическом дискурсе
Биологический эволюuионизм и проблема человека

Глава 2

Валеология в эволюuионном аспекте
Поиски духовности. Теософия и Живая Этика
Эзотерика и наука
Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
Натуралистические ориентаuии русского космизма

Глава 3

Космизм, эзотерика, валеология как реалии обшественного сознания
Экологическая проблема в предстамениях эзотерики, космизма и валеологии
Биологический эволюuионизм и утопическое сознание
Человек перед лиuом экологической катастрофы

Заключение

Информация

Книга доступна на сайте Академии Наук
http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/2003/Fesenkova_Teor_evol.pdf

Информация об авторе:
http://iph.ras.ru/fesenkova.htm

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/123410.html

http://jescid.livejournal.com/551388.html?thread=6944732#t6944732


Опубликовано

в

,

©

Метки: