Внеземные цивилизации и христианские догматы в 19-ом веке

Как оказалось, к началу девятнадцатого века вера в существование внеземных цивилизаций была широко распространена. Интересно отметить, что вера в существование других миров в те времена находилась в полном соответствии с христианскими догматами. Существование внеземного разума только подчеркивало всемогущество и мудрость Бога: ведь в противном случае творение столь большого количества звезд и планет было бы пустой тратой сил. Несколько сложнее обстояло дело с догматом о искуплении Иисусом Христом первородного греха. На этот счет однако уже существовало решение предыдущих поколений теологов. Поэтому считалось, что одного пришествия Иисуса на Земле должно быть вполне достаточно для искупления грехов во всей Вселенной.

Астроном Уильям Гершель (William Herschel, 1738 — 1822, открыл планету Уран) был убежден в обитаемости всех небесных тел. После неудачных попыток найти жизнь на Луне, Гершель пришел к убеждению, что туманности являются скоплением звезд, то есть представляют из себя другие галактики. Гершель был убежден, что другие галактики также обитаемы и он активно их исследовал.  Благодаря работе Гершеля число известных туманностей увеличилось с 200 до более двух тысяч. Более того, Гершель предположил, что звезды, в том числе Солнце, так же обитаемы, и привел немало аргументов в пользу такого на первый взгляд странного утверждения.

Гармония между существованием внеземных цивилизаций и догматами христианства была несколько поколеблена Томасом Пейном (Thomas Paine, 1737 — 1809). В своей книге Век разума, опубликованной в 1794 году, Пейн аргументировал, что существование внеземных цивилизаций несовместимо с догматом об искуплении. Поэтому Пейн считал, что необходимо либо отказаться от жизни вне Земли, либо от догматов христианства. Поскольку Пейн считал, что астрономия не оставляет никаких сомнений в существовании жизни вне Земли, то Пейн убеждал, что следует перейти на позиции деизма. Пейн не сомневается в существовании Бога, который создал Вселенную, но при этом он отвергал Библию.

В девятнадцатом веке можно проследить развитие линии, проповедуемой Пейном. Тем не менее, в целом просвещенный мир счел аргументы Пейна недостаточными и позиция, описанная выше, осталась практически без изменений. Крайне показательны в этом отношении работы священника Томаса Дика (Thomas Dick, 1774 — 1857). Приведу их описание из статьи Владимира Бровко, Доказательства существования внеземных цивилизаций:

‘Сначала Дик Томас «доказал», что на Луне есть разумная жизнь! И тут речь пойдет о статье преподобного Томаса Дика в Эдинбургском «New Philosophical Journal» за 1826 г., посвященная вопросу о наличии жизни в Солнечной системе и, в частности, на Луне.’

‘В 1830-х Томас Дик уже решил, что Луны ему мало и занялся подсчётами точного количества жителей всей в нашей Солнечной системе. Он как мы видим ничуть не сомневался, что все планеты нашей Солнечной системы населены разумными существами!!!’

‘При этом Т. Дик предположил, что все небесные тела населены жизнью, и его межпланетная перепись взяла за основу население Великобритании в то время. Короче, ученый решил, что на Венере проживает 50 миллиардов существ.’

‘Дальше больше. Войдя в «моду» Дик позволил себе сделать и более смелые заявления. Мол на Марсе живут 15 миллиардов марсиан, на Юпитере — несколько триллионов юпитериан, на Сатурне — порядка восьми триллионов сатурниан, и вообще, только на одних кольцах Сатурна, не считая самой планеты.’

‘Во всей Солнечной системе Дик насчитал порядка 22 триллионов существ, не считая Солнца, на котором могли проживать в 31 раз больше всяких созданий!!!’

Следующий удар был нанесен Уильямом Уэвеллом (William Whewell, 1794 — 1866). Следует отметить, что именно он в свое время предложил термин ученый (scientist) и с его легкой руки в девятнадцатом веке натурфилософы превратились в ученых.

Вначале своей карьеры Уэвелл верил в существованием внеземного интеллекта. Затем однако он постепенно осознал противоречие между догматами христианства и верой в существование внеземных цивилизаций. Тем не менее, его вывод отличался от такового у Томаса Пейна. Уэвелл выбрал христианство и отказался от внеземных цивилизаций. Уэвелл понимал, что отказ от жизни вне Земли вызовет негодование просвещенного человечества и поэтому он решил опубликовать свою книгу К множественности миров (Of the Plurality of Worlds) в 1853 году анонимно.

В своей книге Уэвелл оспорил то, что существуют научные доказательства существования внеземного интеллекта. Во-первых, он показал, что далеко не все планеты Солнечной системы подходят для жизни высокоорганизованных существ. Во-вторых, он низверг галактики Гершеля обратно на уровень туманностей.

Книга Уэвелла, как и ожидалось, вызвало фурор. В особенности общественность была возмущена тем, что именно Уэвелл написал такую книгу (несмотря на анонимность издания, информация об авторстве просочилась в печать). Как мог прогрессивно настроенный человек написать такую реакционную книгу? Большинство категорически не соглашались с выводами Уэвелла.

Тем не менее, по ходу времени скептицизм по отношению в внеземных цивилизациям возрастал и к концу девятнадцатого века туманности перестали считаться галактиками. В данном контексте  обсуждение каналов на Марсе, проходимое в конце девятнадцатого века, смотрится совсем в другом свете.

Frederick Gregory, The History of Science: 1700–1900, Lecture Thirty-Four The Extra-Terrestrial Life Fiasco.

Michael J. Crowe, Astronomy and Religion (1780-1915): Four Case Studies Involving Ideas of Extraterrestrial Life, Osiris, Vol. 16, Science in Theistic Contexts: Cognitive Dimensions (2001), pp. 209-226

Michael J. Crowe, A History of the Extraterrestrial Life Debate. Zygon, vol. 32, no. 2 (June 1997).

См. также

Многомировая интерпретация в средние века

16.02.2022 Дополнение

Внеземные цивилизации 18-ого века

В книге Артемьевой про Петербургскую Академию наук 18-ого века было несколько цитат про обитаемость других миров:

Глава 5. Небо и Космос

‘Некоторое время обязанности директора обсерватории исполнял профессор физики Ф.У.Т. Эпинус (1724-1802).’

‘Про смену времен года, дня и ночи Эпинус пишет: «С каким намерением Всемогущий естества создатель сей премудрый учредил порядок? Без сомнения одно, совершеннейшему между всеми существами паче всего приличное, было его главное намерение сие: чтобы все живущие и ощущающие твари сделать счастливыми, и благодеяниями ущедрить. Из того, что нам известно, можем мы безо всякого опасения заключить и о том, что нам неизвестно. Планеты земному шару во всем подобны; бывают на них перемены дня и ночи, бывают также перемены времен года. Чего ради всесильный естества владетель без сомнения для той же причины повелел им из небытия в бытие прийти. Без сомнения и они живущими и мыслящими творениями также населены, и жители их толиким же благополучием наслаждаются как и земные жители». Эпинус предполагает, что не только звезды, но и кометы могут быть обитаемы.’

‘Умозрительных предположений в духе «Микромегаса» [произведение Вольтера] было достаточно и в сочинениях профессиональных астрономов, которые переводились на русский язык и выполняли роль научно-популярной литературы. В качестве примера можно привести сочинение берлинского астронома И. Э. Боде «Всеобщие рассуждения о сотворении света или сокращенное изображение астрономии, содержащее в себе обстоятельные изъяснения о состоянии Солнца, Планет, Земли и Луны».’

‘Однако маловероятно, чтобы столь совершенное творение не имело зрителя, способного его оценить. «Неужели должны сии луны освещать единственно мрачные и безлюдные степи, не пользуя светом своим никаких чувствительных и разумных тварей, могущих удивляться величию, могуществу и благости превечного Зиждителя своего и благодарственно прославлять его?» — спрашивает он. Даже Солнце может быть населенным: «Положим, что оно есть настоящий огонь, или светящий, но не сгорающий электрический шар, однако по предначертаниям предвечной премудрости не может быть неудобным к содержанию на себе разумных обитателей. Они, сии счастливые творения, не имеют нужды в перемене дня и ночи, но бепрестанно освещаются светом и могут посред солнечного сияния безопасно обитать под тенью Всемогущего. Вероятно ли сие, что всемогущество при устроении сего превеликого солнечного шара, не имело иных каких намерений, как чтобы парило около него в кругах своих известное количество обитаемых и против величины его совершенно малозначащих шаров в кругах их имеющих последовать за привлекательною силою его с равной легкостью… Нет! Премудрость Творца не позволяет так думать».’

‘Ф.И. Соймонов в книге «Краткое изъяснение о Астрономии» отмечал, что астрономия имеет два «камня претыкания». Это — система Космоса и «обитание в небесных корпусах». Очевидно, что эти проблемы имели не только естественнонаучное, но и важное мировоззренческое значение. Не случайно в 1784 г. в журнале «Собеседник любителей Российского слова» появляется фантастическое сочинение В.А. Левшина «Новейшее путешествие, сочинено в г. Белеве», представляющее собой описание утопического общества на Луне. «Звездное небо над головой» заставляло задумываться над тем как устроен мир. Ответа ждали и от ученых, и от философов.’

Браун И. А. Ответ на речь господина профессора Гришова о величинах и расстояниях небесных тел, говоренный господином профессором Брауном, 1755

‘Но еще достойнейшее будет творение системы света бесконечного оного существа, ежели мы еще о следующих рассудим и рассмотрим. Планеты все суть тела подобные Земле нашей, и потому такие же земли, и Земля наша так же планета. Сего ради можно по планете Земле рассуждать и о прочих планетах. Землю нашу населяют люди и животные, и на ней все то содержится, что до их сохранения, нужды, способности и приятства жизни касается. Планеты суть земли, так же способные к населению, как и земля, на которой мы живем, потому что оные от Солнца также освещаются и нагреваются, и плоды произносить могут, имеют перемены дня и ночи и прочая, что к способному житию принадлежит. То можно ли нам подумать, что от премудрейшего Создателя сей вселенной, сии способности к житию тварей напрасно нам сделаны? И что бы земли оные были пустые без всяких жителей? Сверх сего кажется, что и самое божественное намерение в сотворении сей вселенной требует, чтобы и прочие земли непраздны и непусты были. Бог ради того избрал и создал всю вселенную, чтобы было зерцало его совершенств, чтобы разумная тварь познать могла из совершенного творения, совершенства самого Творца, и чтобы пристойнейшее оным совершенствам почтение к нему имела, и своими действиями изъясняла Его славу с благополучием нерушимым союзом связанную. И как можно думать, что планеты прочие земли разумного создания не имеют, и что едину только Землю нашу оное сознание населяет? Когда чем большее число разумного создания, которое б из совершенного творения познать могло совершенство самого творца, тем больше увеличивается познание божественных совершенств, и таким образом Его величество просвещается и распространяется.’

Артемьева Т. В. Философия в Петербургской Академии наук XVIII века, 1999.

Обсуждение: https://evgeniirudnyi.livejournal.com/277310.html