Внеземные цивилизации и христианские догматы в 19-ом веке

Как оказалось, к началу девятнадцатого века вера в существование внеземных цивилизаций была широко распространена. Интересно отметить, что вера в существование других миров в те времена находилась в полном соотвествии с христианскими догматами. Существование внеземного разума только подчеркивало всемогущество и мудрость Бога: ведь в противном случае творение столь большого количества звезда и планет было бы пустой тратой сил. Несколько сложнее обстояло дело с догматом о искуплении Иисусом Христом первородного греха. На этот счет однако уже существовало решение предыдущих поколений теологов. Поэтому считалось, что одного пришествия Иисуса на Земле должно быть вполне достаточно для искупления грехов во всей Вселенной.

Астроном Уильям Гершель (William Herschel, 1738 — 1822, открыл планету Уран) был убежден в обитаемости всех небесных тел. После неудачных попыток найти жизнь на Луне, Гершель пришел к убеждению, что туманности являются скоплением звезд, то есть представляют из себя другие галактики. Гершель был убежден, что другие галактики также обитаемы и он активно их исследовал.  Благодаря работе Гершеля число известных туманностей увеличилось с 200 до более двух тысяч. Более того, Гершель предположил, что звезды, в том числе Солнце, так же обитаемы, и привел немало аргументов в пользу такого на первый взгляд странного утверждения.

Гармония между существованием внеземных цивилизаций и догматами христианства была несколько поколеблена Томасом Пейном (Thomas Paine, 1737 — 1809). В своей книге Век разума, опубликованной в 1794 году, Пейн аргументировал, что существование внеземных цивилизаций несовместимо с догматом об искуплении. Поэтому Пейн считал, что необходимо либо отказаться от жизни вне Земли, либо от догматов христианства. Поскольку Пейн считал, что астрономия не оставляет никаких сомнений в существовании жизни вне Земли, то Пейн убеждал, что следует перейти на позиции деизма. Пейн не сомневается в существовании Бога, который создал Вселенную, но при этом он отвергал Библию.

В девятнадцатом веке можно проследить развитие линии, проповедуемой Пейном. Тем не менее, в целом просвещенный мир счел аргументы Пейна недостаточными и позиция, описаная выше, осталась практически без изменений. Крайне показательны в этом отношении работы священника Томаса Дика (Thomas Dick, 1774 — 1857). Приведу их описание из статьи Владимира Бровко, Доказательства существования внеземных цивилизаций:

‘Сначала Дик Томас «доказал», что на Луне есть разумная жизнь! И тут речь пойдет о статье преподобного Томаса Дика в Эдинбургском «New Philosophical Journal» за 1826 г., посвященная вопросу о наличии жизни в Солнечной системе и, в частности, на Луне.’

‘В 1830-х Томас Дик уже решил, что Луны ему мало и занялся подсчётами точного количества жителей всей в нашей Солнечной системе. Он как мы видим ничуть не сомневался, что все планеты нашей Солнечной системы населены разумными существами!!!’

‘При этом Т. Дик предположил, что все небесные тела населены жизнью, и его межпланетная перепись взяла за основу население Великобритании в то время. Короче, ученый решил, что на Венере проживает 50 миллиардов существ.’

‘Дальше больше. Войдя в «моду» Дик позволил себе сделать и более смелые заявления. Мол на Марсе живут 15 миллиардов марсиан, на Юпитере — несколько триллионов юпитериан, на Сатурне — порядка восьми триллионов сатурниан, и вообще, только на одних кольцах Сатурна, не считая самой планеты.’

‘Во всей Солнечной системе Дик насчитал порядка 22 триллионов существ, не считая Солнца, на котором могли проживать в 31 раз больше всяких созданий!!!’

Следующий удар был нанесен Уильямом Уэвеллом (William Whewell, 1794 — 1866). Следует отметить, что именно он в свое время предложил термин ученый (scientist) и с его легкой руки в девятнадцатом веке натурфилософы превратились в ученых.

Вначале своей карьеры Уэвелл верил в существованием внеземного интеллекта. Затем однако он постепенно осознал противоречие между догматами христианства и верой в существование внеземных цивилизаций. Тем не менее, его вывод отличался от такового у Томаса Пейна. Уэвелл выбрал христианство и отказался от внеземных цивилизаций. Уэвелл понимал, что отказ от жизни вне Земли вызовет негодование просвещенного человечества и поэтому он решил опубликовать свою книгу К множественности миров (Of the Plurality of Worlds) в 1853 году анонимно.

В своей книге Уэвелл оспорил то, что существуют научные доказательства существования внеземного интеллекта. Во-певых, он показал, что далеко не все планеты Солнечной системы подходят для жизни высокоорганизованных существ. Во-вторых, он низверг галактики Гершеля обратно на уровень туманностей.

Книга Уэвелла, как и ожидалось, вызвало фурор. В особенности общественность была возмущена тем, что именно Уэвелл написал такую книгу (несмотря на анонимность издания, информация об авторстве просочилась в печать). Как мог прогрессивно настроенный человек написать такую реакционную книгу? Большинство категорически не соглашались с выводами Уэвелла.

Тем не менее, по ходу времени скептицизм по отношению в внеземных цивилизациям возрастал и к концу девятнадцатого века туманности перестали считаться галактиками. В данном контексте  обсуждение каналов на Марсе, проходимое в конце девятнадцатого века, смотрится совсем в другом свете.

Frederick Gregory, The History of Science: 1700–1900, Lecture Thirty-Four The Extra-Terrestrial Life Fiasco.

Michael J. Crowe, Astronomy and Religion (1780-1915): Four Case Studies Involving Ideas of Extraterrestrial Life, Osiris, Vol. 16, Science in Theistic Contexts: Cognitive Dimensions (2001), pp. 209-226

Michael J. Crowe, A History of the Extraterrestrial Life Debate. Zygon, vol. 32, no. 2 (June 1997).

См. также