Эволюционная эпопея от Роберта Чемберса до Эдварда Уилсона

Термин эволюционная эпопея введен Эдвардом Уилсоном в книге О природе человека для обозначения позиции, связанной Уилсоном с научным материализмом. Далее термин был подхвачен историками науки, которые распространили его на позицию многих сторонников эволюционизма в девятнадцатом веке. В статье Теологические предпосылки эволюционной эпопеи: От Роберта Чемберса до Э. О. Уилсона Аллан Мегилл показывает, что

  • Эволюционная эпопея по сути дела сводится к идеализму;
  • Ницше был первым, кто распознал такую сводимость;
  • Теория Дарвина несовместима со скрытыми идеалистическими элементами эволюционной эпопеи.

Статья состоит из четырех разделов:

  • Современная эволюционная эпопея: Э. О. Уилсон
  • Ницше против эволюционной эпопеи
  • Почему теорию Дарвина не поддерживала эволюционную эпопею
  • Предпосылки старой и новой эволюционной эпопеи

Мегилл приписывает эволюционной эпопеи три черты:

  • Фиксация на связи с биологическими факторами при рассмотрении человека. Во многих случаях эта связь распространяется на эволюцию физической вселенной с самого начала.
  • Стремление изложить только очертания этой истории или теоретические основы, на основе которых можно построить такую историю в принципе.
  • Настойчивость при приписыванию повествованию о мире и человека согласованности и универсальности: события рассказы представляются в виде единого процесса, а не как набор отдельных событий.

Мегилл считает, что выполение всех озвученных свойств возможно либо в рамках теизма (рациональный бог создал рациональный мир) или при приписывании миру внутренних рациональных принципов (“embedded rationality”, например в виде законов физики). Оба случая Мегилл классифицирует как идеализм.

Мегилл приводит цитаты из книги Роберта Чемберса Следы естественной истории творения, которые показывают, что Чемберс хорошо понимал базовые принципы изложенной им концепции:

‘Существует Первая Причина, для которой все остальное вторичное и содействующее, примитивная всемогущая воля, когда остальные законы просто являются ее выражением.’

‘необходимо предположить, что настоящее состояние является только частью целого, этапом Великого Прогресса.’

В целом статья неплохо написана, но, естественно, что можно увидеть внутренние несостыковки. Ниже я только дам представление о том, как Мегилл пишет о несовместимости теории Дарвина с эволюционной эпопеей. Исходной точкой служит следующее. Дарвина попросил благочестивую жену Эмму прокомментировать неопубликованное эссе 1844 года, в котором содержались основы его теории естественного отбора. Эмма написала на полях Большое предположение, выразив тем самым свое отрицательное отношение. Как следствие:

‘Дарвин был осторожен с самого начала, чтобы скрыть полностью неинтенциональный, ненаправленный, антителеологический, антиидеалистический и материалистический характер своей теории.’

Далее Мегилл пишет так:

‘Люди также были сбиты с толку вводящим в заблуждение языком Дарвина в Происхождении видов, из которого можно легко вывести, что организмы приспосабливаются к окружению (как успешные иммигранты), что виды борются и конкурируют (как американские предприниматели) и что наиболее приспособленные выживают (и следовательно они заслуживают то, что получают).’

‘… мы можем вообразить асимптотический процесс, в котором биологический мир двигался бы вперед к состоянию все большей оптимальности, от «низшего» к «высшему». Хотя дискурс Происхождения видов изобилует выражениями, которые вроде бы предполагают такое движение, это абсолютно не является теорией Дарвина.’

‘Представить себе противоположное было бы ошибкой — которую легко сделать, потому что большая часть «дискурса» в Происхождении видов отличается от самой теории, без всякого сомнения благодаря Эмме.’

‘Невнимательные современные читатели, введенные в заблуждение приторной риторикой Дарвина, с удовольствием упускают из виду глубоко антиидеалистический характер теории Дарвина.’

Информация

Allan Megill, Theological presuppositions of the evolutionary epic: From Robert Chambers to E. O. Wilson, Studies in History and Philosophy of Science Part C: Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences, v. 58, August 2016, Pages 24–32.

Цитаты из книги Уилсона

Эдвард Уилсон: наука как эволюционная эпопея

Цитаты Ницше и обсуждение его позиции по отношению к Дарвину

http://lavrentevdv.livejournal.com/162208.html?thread=746912#t746912

http://lavrentevdv.livejournal.com/170282.html

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/153513.html


Comments are closed.