Краткое изложение идей из статьи биолога Дэниела Макши (Daniel McShea) Свобода и назначение в биологии.
1. Свобода
Макши начинает с истории американского подростка, который под влиянием одной идеи начинает что-то делать, бросает начатое, переходит к исполнению другой идеи и далее все повторяется: новая идея, попытка исполнить идею, спад энтузиазма, переход к следующей идеи.
Этот пример с точки зрения Макши показывает, что свобода сводится к отсутствию внешних ограничений: подросток делает, что он хочет. Ограничения проявляются в рамках сил более высокого порядка (upper-level forces) и именно комбинация свободы и ограничений позволяет нам понять телеологию: возникновение целенаправленности и назначения в биологии.
Целью статьи является натурализация телеологии и объяснения того, как телеология работает. При этом Макши сразу же исключает возможность того, что будущее влияет на настоящее. С его точки зрения все причины происходящего находятся в настоящем.
В статье вводится и используется термин upper direction, который я будут переводить как направление вверх.
2. Вложенность, свобода и направление вверх: три примера из биологии
Макши объясняет значение используемых им терминов на трех примерах.
Бактерии обнаруживают источник пищи и двигаются к нему. В этом случае присутствует градиент концентрации некоторого химического вещества, который приводит к направленному перемещению группы бактерий. Градиент концентрации играет роль направления вверх — это своеобразное поле, которое накладывает ограничение на передвижение бактерий. В отсутствии поля (направления вверх) бактерии обладают полной свободой, но при этом исчезает целенаправленность. Направление вверх ограничивает свободу, но придает движению направленность.
Второй пример связан с движением клеток в многоклеточных организмах. Движение опухолевых клеток беспорядочно и в этом отношении полностью свободно. С другой стороны, перемещение клеток в эмбриогенезе имеет целенаправленность, поскольку присутствует направление вверх — определенное поле.
Третий пример связан с эволюцией. Макши предлагает вообразить ситуацию, когда нет недостатка в пищи — естественный отбор исключен. В этом случае действует эволюционный закон нулевой силы (the zero-force evolutionary law) и размножение организмов происходит в условиях полной свободы. Естественный отбор вводит направление вверх — экологическое поле.
3. Направление вверх
Макши переходит к примерах из неживой природы, чтобы более четко описать его представления о вводимом им понятии. Он рассматривает молекулы гелия в воздушном шарике в случае, когда шарик перемещается за веревочку на определенное расстояние. Без внешнего перемещения шарика молекулы гелия полностью свободны, внешнее перемещение шарика приводит к направленности движения.
Макши подчеркивает, что свобода не противоречит детерминизму. Движения атомов гелия детерминированы в обоих случаях, но без направления вверх они полностью свободны.
Макши говорит о том, что термин направление вверх позволяет избежать дискуссий о редукционизме и о возникаемости. Он является сторонником возникаемости — поле, задающее направление вверх, возникает. В случае редукционизма направление вверх можно рассматривать как эвристику.
4. Телеология
Макши утверждает, что телеология проявляется как баланс между свободой и направлением вверх. Свобода придает рассматриваемой системе пластичность, направление вверх — настойчивость (persistence). Вводится новый пример: торпеда, двигающаяся за судном. Следует отметить, что Макши не видит целенаправленности у машин — торпеда для него является исключением.
В разделе обсуждаются механизмы более низких уровней. Отмечается их важность, но говорится, что они недостаточны для объяснения происходящего, поскольку направление вверх (внешнее поле) также присутствует как причина.
5. Желания человека
Макши говорит, что его концепция применима для описания желаний человека. Он говорит:
‘Желания, чувства, предпочтения, забота, конечно, следуют за мыслями и наблюдениями. Есть связь между этими аффектными состояниями и сознательными мыслями. Но это не является рациональной связью. Молния следует за громом путем физики, а не логики. Точно так же симпатия появляется при виде плачущего младенца путем структуры мозга, а не логики.’
Тем не менее, он отмечает, что хотя концепция направления вверх в случае человека не противоречит наблюдениям, она также ничего не говорит про то, какие поля работают в этом случае.
6. Эволюция, подросток, предназначение повсюду
Макши возвращается к эволюции и более подробно описывает свою концепцию эволюционного закона нулевой силы и естественного отбора, которую он рассматриваем в рамках как микро-, так и макроэволюции. Далее он возвращается к подростку, а в заключение говорит, что его концепция применима как к живой, так и неживой природе.
Информация
Daniel W. McShea, Freedom and purpose in biology, Studies in History and Philosophy of Science Part C: Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences, Volume 58, August 2016, Pages 64-72