Томас Гексли к отмене рабства

В эссе Эмансипация: Черное и белое 1865 года Томас Гексли поддерживет отмену рабовладения в США, но то, как это он делает, с современной точки зрения выглядит крайне вызывающе. Ниже мой перевод. Обычно в таких случаях говорят, что пишущий выражает общепринятое мнение своей эпохи. Вопрос в том, как отличить мнение самого Гексли от духа эпохи его времени.

‘Жалобный вопрос Куаши [Quashie — в те времена слэнг, обозначающий негра], «Не являюсь ли я человеком и братом» по-видимому получил окончательный ответ — недавнее решение в суровом процессе путем войны, прошедшей на другой стороне Атлантики, полностью совпало с тем, что давно произошло здесь [в Великобритании] более мирным путем.

Вопрос решен; но даже те, кто более всего убеждены в том, что приговор справедлив, должны видеть хорошие основания для опровержения половины аргументов, применявшихся выигравшей стороной; и для сомнения в том, воплотят ли конечные результаты надежды победителей, поскольку они вполне могут привести к осуществлению опасений проигравших. Вполне возможно, что некоторые негры лучше, чем некоторые белые люди; но никакой рациональный человек, знающий факты, не поверит, что средний негр равен или превосходит среднего белого человека. И если бы это даже было так, просто невероятно, что когда все неравенства будут устранены и наш родственник с выдающимися вперед челюстями получит равные условия без покровительства но и без угнетателя, он сможет успешно конкурировать с его противником, у которой больший размер мозга и меньшие челюсти, в соревновании, которое основано на мышлении, а не на кусании. Высшие места в иерархии цивилизации будут конечно недоступны нашим смуглым родственникам, хотя нельзя сказать, что они с необходимостью ограничены нахождением на самых низших ступенях.

Но каким бы не было состояние устойчивого равновесия, в котором будет находится негр под воздействием законов социальной гравитации, вся ответственность за результат будет в будущем лежать между ним и Природой. Белый человек может теперь умыть свои руки и сознание белого человека (Caucasian conscience) навсегда освободится от упреков. Именно это обстоятельство, если мы посмотим в суть дела, является реальным обоснованием политики отмена рабства.

Доктрина равных природных прав может быть нелогичным заблуждением; эмансипация может превратить раба из сытого животного в нищего человека; человечеству может быть придется обходится без хлопковых рубашек; но следует принять все эти бедствия, если моральный закон, что никакой человек не может произвольно господствовать над другим без тяжкого вреда своей собственной природе, является, как многие полагают, легко показываемым экспериментом как любая истина в  физике. Если это так, то отмена рабства невозможна без двойной эмансипации и хозяин выиграет от свободы более, чем освобожденный.’

Далее Гексли в подобном стиле рассматривает вопрос о предоставлении равных возможностей образования женшинам.

Информация

Thomas Henry Huxley, Emancipation — Black And White, 1865.

http://aleph0.clarku.edu/huxley/CE3/B&W.html

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/155502.html


Опубликовано

в

©