Платон как основоположник феминизма

Услышал, что в Государстве Платон выступал за равноправие мужчин и женщин. Оказалось, что Платон вполне допускал, что роль философа-короля может занять женщина. Правда,  представление Платона о совместной жизни мужчин и женщин было достаточно своеобразным:

‘Брак в государстве Платона заменяется кратковременным соединением полов, имеющим целью чисто физическое удовлетворение и произведение потомства. Вся эта сторона жизни тщательно регламентируется философами, что дает возможность провести совершенную систему полового отбора. Соединение пар происходит торжественно, сопровождается песнопениями, которые специально для этого сочиняют поэты. Кто с кем соединяется – должен решить жребий, чтобы каждый мог жаловаться только на судьбу. Руководители же государства тонко подделывают жребий, чтобы достигнуть нужных результатов.’

Ниже несколько цитат из статьи Платон и феминизм.

‘Первую развернутую трактовку вопроса о возможностях равного участия женщин и мужчин в общественных делах мы находим в диалоге Платона Государство (кн. V).’

‘Наивысшая справедливость, по Платону, может быть достигнута лишь тогда, когда правителем в государстве станут философы, ибо только они способны овладеть высшей идеей блага. Этот класс очень малочисленен, так как высшая идея трудно достижима и доступна немногим.’

‘По аналогии Платона, философы властвуют, используя воинов словно сторожевых собак, не допуская, однако, превращения их в волков. Платон часто прибегает к таким аналогиям, принимая поведение животных в качестве модели при определении общественных функций людей. Такие аналогии имеют хождение и в современной полемике в связи с распространением идей социобиологии.’

‘Овладев с помощью диалектики идеей всеобщего блага, философы способны упорядочить строй своей души и строй государства.’

‘в интересах упрочения единства государства Платон считает необходимым отменить частную собственность и частную семью для высших классов, чтобы общество не разрушалось борьбой корыстолюбивых интереснов — личных, семейных, групповых и т.д. ‘

‘Женщины и мужчины совместно участвуют в производстве потомства. К каким другим занятиям они одинаково способны? Платона интересует, главных образом, вопрос, способны ли женщины быть правителями и воинами.’

‘Платон снова ожидает, что ответ на вопрос подскажет аналогия: у собак самки охотятся вместе с самцами, хотя рожают и вскармливают щенят.’

‘Многообразный практический опыт убеждает Платона и его литературных героев, что у мужчин и женщин «одинаковые природные свойства».’

‘В целом Платон считает: для того чтобы мужчины и женщины могли заниматься одним и тем же делом, воспитание их также должно быть одинаково. Это противоречит обычаю? Да, и покажется смешным, если, например, женщины вместе с мужчинами будут в обнаженном виде заниматься гимнастикой в палестрах. Платон предвидит такое возражение. Сравнение обычаев различных народов и времен убеждает его в том, что обычаи изменчивы, подчинаются общественной пользе. Обнаженными заниматься гимнастикой удобнее, поэтому такие занятия могут показаться смешными лишь глупцам.’

‘Заметим, что даже в XVIII в. в первом переводе Государства на английский язык Г. Спенсом (1763 г.) текст о равенстве женщин был опущен.’

‘Ведь Платон не говорит об общности мужей. Он говорит об общности имущества, детей и жен, не преодолев, таким образом, до конца психологии мужчины-собственника.’

‘Идеи Платона питали феминисткие настроения на протяжении веков. Они породили обширную полемическую литературу о женской эмансипации.’

Информация

Вводная цитата взята из

Платон «Государство» – реферат с цитатами

Ю. П. Михайленко, Платон и феминизм (научно-аналитический обзор), Феминизм: перспективы социального знания. Отв. ред. О. А. Воронина. М.: ИФ РАН-ИНИОН, 1992. С. 56 — 76.

http://istmat.info/node/42251

Услышал про такое отношение Платона к женщинам:

Robert C. Bartlett, Masters of Greek Thought: Plato, Socrates, and Aristotle, Lecture Eleven, Philosophers as Kings.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/172551.html


Comments are closed.