Вячеслав Шевченко: Прощальная перспектива

Я услышал про книгу Вячеслава Васильевича Шевченко (1938 — 2007) из рецензии, написанной gelato_di_crema в 2014 году, но прочитал книгу только сейчас.

Шевченко получил естественное образование, а далее самостоятельно работал над полноценным гуманитарным образованием. Книга поражает энциклопедичностью и гармоничностью рассмотрения истории, науки и культуры. Сквозной темой книги служат символы, сопровождающие человека в ходе познания мира.

Книга состоит из эссе, объединенных в тематические разделы. Мне больше всего понравилась две первые группы эссе Скенософия (10 эссе) и Паноптикум миров (3 эссе). Скенософия означает мудрость сцены. В этот раздел включены эссе, которые хорошо показывают связь научной и художественной картин мира. Шевченко рассматривает античный театр, мандалу, гномон, астрологию, алхимию, христианский храм, появление центральной перспективы, символизм механики. Далее в эссе Зад оперы он представляет прекрасную метафору научного рассмотрения мира: наблюдаемые феномены управляются механизмами, спрятанными от непосредственного наблюдения. Скенософия завершается рассмотрением работ Кеплера.

В разделе Паноптикум миров ключевым является последнее эссе Символизм физики. Приведу только одну цитату:

‘В будущем учредят паноптикум миров, в коих жили когда-то люди. Вдоль его стен на стендах под прозрачными колпаками выстроятся прелюбопытные конструкты. На китах и на слонах, на мировой лягушке и на драконе, в скорлупе космического яйца и в кроне мирового дерева, в хрустальных сферах и в черных дырах. Где-нибудь на почетном месте будет выставлен ветхий экспонат с этикеткой «Вселенная ХХ века». Пояснительную надпись к нему трудно пока разглядеть. Ясно только, что станет он, как то сталось со всеми космосами прежних времен, простым — почти игрушечным. Как это сталось со всеми космосами прежних времен.’

Должен отметить, что эссе Шевченко написаны несколько в меланхоличной манере. В эссе Демон науки большое внимание уделяется гравюре Альбрехта Дюрера Меланхолия (ниже копия из Википедии).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Melencolia_I_%28Durero%29.jpg/300px-Melencolia_I_%28Durero%29.jpg

По-моему именно это произведение можно рассматривать как «внутренний настрой» автора. Хотя, вполне возможно, что я неправ, поскольку в эссе Шевченко также можно увидеть оптимические ноты.

Отмечу хорошо подобранные цитаты. Например, эссе Человек vs. машина открывается чудной цитатой Андрея Платонова:

‘Боже мой, боже мой, — молча, но сердечно сердился наставник, — где вы, старинные механики, помощники, кочевары, обтрищики? Бывало, близ паровоза люди трепетали, а теперь каждый думает, что он умней машины.’

В целом, я остался доволен тем, что в конце концов прочитал книгу.

Информация

Вячеслав Шевченко, Прощальная перспектива. 2013

Джелато Ди Краема, Отзыв на книгу Вячеслава Шевченко «Прощальная перспектива»

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/179190.html


Опубликовано

в

,

©