Чарльз Пирс: Четыре неспособности

Чарльз Сандерс Пирс последовательно выступал против тезиса Декарта «Мыслю, следовательно существую» и европейской философии субъективности. Со своей стороны Пирс сформулировал четыре «неспособности» человека:

  • ‘У нас нет такой способности, как интроспекция; знание о нашем внутреннем мире является результатом гипотетического логического вывода, основанного на нашем знании внешних фактов.
  • У нас нет такой способности, как интуиция; всякое наше знание вообще логически определено знаниями, полученными прежде.
  • Мы не способны к мышлению без посредства знаков.
  • Мы не способны составить понятие об абсолютно непознаваемом.’

Можно увидеть определенное сходство между взглядами Пирса и экстернализмом в современной философии сознания. Свойство «красное» находится перед человеком и утверждение о том, что «красное» появляется после интенсивной работы естественных нейронных сетей приводит к неразрешимому парадоксу о нахождении красного предмета: то ли он находится перед человеком, то ли он находится в мозгу человека.

С другой стороны, нам нужно ввести в рассмотрение физическую структуры реальности, например электромагнитные волны, которые отражаются от предмета и попадают на сетчатку глаз. Решение Пирса заключается в том, что «красное» становится знаком, который подвергается последующей интерпретации. Необходимо отметить, что Пирс является основателем семиотики, в рамках которой знак является триадой, то есть, знак представляет собой структуру отношений. Приведу цитату из статьи Винфрида Нёта:

‘Как феномен третичности, знак связывает три члена или, лучше сказать, три коррелята в триадическом отношении, а именно: во-первых, знак в узком смысле, называемый также репрезентаменом, во-вторых, объект, к которому отсылает знак, и, в-третьих, так называемую интерпретанту; эти три коррелята связываются в значении знака.’

При этом интерпретанта на следующем уровне рассмотрения становится знаком, которой подлежит последующей интерпретации. Весь процесс бесконечной интерпретации называется семиозисом. Как пишет Нёт

‘Эта возможность повсеместного присутствия знаковости приводит Пирса к пансемиотической исходной предпосылке, согласно которой познание, мышление и даже сам человек имеют семиотическую природу.’

Таким образом, Пирс рассматривает человека как своеобразный знак:

‘Что отличает человека от слова? Отличие здесь, несоменно есть.  Материальные качества, силы, составляющие чисто денотативное применение, и значение человека как знака чрезвычайно сложны по сравнению со словом. … Можно сказать, что человек осознает, слово же – нет. Но «сознание» – термин очень смутный. Он может означать ту эмоцию, которая сопровождает рефлексию о том, что мы обладаем животной жизнью. Такое сознание притупляется, когда животная жизнь в упадке – в старости или во сне, – но не притупляется, когда в упадке жизнь духовная; оно тем живее, чем лучше человек оказывается как животное, но не живее, чем лучше человек оказывается как человек. … Это сознание, будучи лишь ощущением, есть только часть материального качества человека-знака. Сознание, опять же, употребляется для обозначения «я мыслю», или единства мысли; но единство это есть не что иное, как связность, или признание таковой. Связность относится к каждому знаку в той мере, в какой он есть знак; следовательно, каждый знак, в первую очередь обозначающий именно то, что он – знак, обозначает собственную связность.

… как тот факт, что всякая мысль есть знак, взятый вместе с тем фактом, что жизнь есть последовательность мысли, доказывает, что человек это знак, так и то, что всякая мысль есть внешний знак, доказывает, что человек есть внешний знак. Иначе говоря, человек и внешний знак тождественны в том же смысле, в каком тождественны слова homo и человек. Таким образом, мой язык есть полная сумма меня самого; ибо человек есть мысль.’

Информация

Цитаты Пирса приведены по книге:

Виталий Кирющенко, Язык и знак в прагматизме, Санкт-Петербург, 2008.

Нёт В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. – Вып.3/4. – 2001. – С. 5–32 / пер. с нем. Н. Сироткина гл. из «Справ. по семиотике» (1985) Нем. о-ва по семиотике.

http://www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_03-04/cs0304net.pdf

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/187328.html


Comments are closed.