Ян Сваммердам: Анатомия вши и божественное провидение

Голландский натуралист Ян Сваммердам (Jan Swammerdam, 1637 — 1680) известен в том числе цитатой, приведенной в книге Макса Вебера: ‘Я докажу вам существование божественного провидения, анатомируя вошь’. В переводе с английского высказывание Сваммердама звучит таким образом:

‘При этом я предлагаю вам увидеть Палец Всемогущего Бога в анатомии вши: в которой вы найдете чудо на чуде и увидите мудрость Бога, отчетливо проявившуюся в самой крошечной детали.’

Вдохновленное утверждение Сваммердама является прекрасным примером естественной теологии. В силу разных причин, в том числе кровопролитных религиозных войн в ходе реформации, образованные люди решили, что исследование Творения, пожалуй, является лучшим способом познать замысел Бога. В книге ‘Библия природы‘, опубликованной посмертно Германом Бургаве, Сваммердам описывает свои экспериментальные наблюдения и на этой основе создает свое видение естественной теологии.

В те времена была популярна идея самозарождения: предполагалось, что мухи, черви, лягушки и мелкие животные могут самозародиться в ходе гниения. Для Сваммердама эта мысль была неприемлема с теологической точки зрения, поскольку она нарушала величие Бога и вела к атеизму. Сваммердама считал, что Бог создал жизнь по единообразному плану, и поэтому на первом этапе Сваммердам исследовал развитие насекомых, чтобы доказать свое убеждение на основании наблюдений. Под микроскопом Сваммердам внимательно изучал превращение яйца в личинку, а затем в насекомое. Он говорил, что речь идет о последовательном развитии одного организма по заранее намеченному плану и что наблюдения опровергают теорию возникновения насекомого из неживого.

Следующий объект изучения Сваммердам — это лягушки. Лягушки выглядели несколько подозрительно со стороны Библии, поскольку они выставлены там в плохом свете. Тем не менее, Сваммердам был настроен решительно опровергнуть теорию самозарождения и он считал, что таким образом изучение лягушек поможет восстановить величие Бога. Изучение развития лягушки — икра, головастик, лягушка — показала сходство такового с развитием насекомых и подтвердило идею о существовании единообразного плана Творения. Точно также изучение развития лягушки отвергало самозарождение.

Следующий шаг заключался в препарировании лягушки и изучения работы мышцы. Сваммердам отмечал, даже после вырезания мышцы с нервом из лягушки возбуждение нерва приводило к сокращению мышцы. Изучение мышцы лягушки давало Сваммердаму связь с человеком — возбуждение нерва приводит к сокращению мышцы как в лягушке, так и в человеке. Это было еще одним свидетельством в пользу единообразного плана Творца:

‘можно с уверенностью сказать, что Бог создал только одно животное, которое он скрыл и которое он сделал индивидуальностью за бесконечным множеством форм, кривых, сверток и растяжением конечностей: к которой он присоединил различную природу, образ жизни и еду.’

Следует отметить, что эксперименты с мышцей лягушки Сваммердама были одними из первых на пути к современной нейрофизиологии. Сваммердам не мог дать полное объяснение всем наблюдаемым явлением. С другой стороны, у него была более важная цель — показать величие и могущества Бога:

‘Посмотрите как замечателен Бог в отношении этих небольших животных, поэтому я осмеливаюсь сказать, что в насекомых запечатаны бесконечные чудеса Бога, которые открываются человеку по мере того, как он старательно перелистывает страницы книги Природы, Библии Естественной Теологии, в которой невидимость Бога становится видимой, поскольку сокровищницы невообразимых чудес проявляют себя; и скрытый Создатель становится таким явным в этих небольших животных, что это восприятие служит мне самым большим доказательством его вечной Божественности и Провидения против всех его хулителей.’

Информация

Charlotte Sleigh, Jan Swammerdam’s Frogs, Notes and Records of the Royal Society of London, Vol. 66, No. 4, pp. 373-392.

M. Fournier, The Book of nature. Jan Swammerdam’s microscopical investigations. Tractix, 1990, 2, 1-24.

Увидел цитату из книги Вебера в

Зинаида Александровна Сокулер, Знание и власть: наука в обществе модерна, 2001.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/225924.html


Опубликовано

в

,

©

Метки: