Марксистское объяснение теории виртуального мира

Увидел, что моя любимая картиночка ниже прекрасно согласуется с воззрениями проф. Ю. И. Семенова, развивающего идеи марксизма. На картинке видны две части, цветная и черно-белая, при этом цветная часть зависит от черно-белой. Ниже рассмотрена точка зрения Семенова и будет видно, что в ее рамки представленный рисунок вполне укладывается. Конечно, Семенов не говорит о виртуальном мире, у него вместо этого используется понятие идеального.

/ru/wp-content/uploads/2019/12/PrimarySecondaryQualities.jpg

Начну с цитаты из раздела с выразительным название ‘Великое открытие философии: мир существует в сознании‘:

‘Мнения о том, что если не весь мир, то познанная его часть находится в человеческом сознании, должны придерживаться и все последовательные материалисты. Ведь если восприятия суть образы объективно существующих вещей, то это значит, что эти вещи становятся содержанием сознания, т. е. что они существует не только сами по себе, объективно, но и в сознании.’

На эту роль прекрасно подходит цветная часть картинки. Естественно, что марксисты признают существование материального мира, роль которого играет черно-белая часть картинки. Другие термины из книги Семенова — ‘мир сам по себе’ и ‘мир для нас’ — также хорошо отражают показанное на рисунке.

Следующий шаг — переход к основному вопросу философии:

‘Материалисты действительно, если они, конечно, последовательны, должны признавать существование объективного мира не только самого по себе, но и в сознании человека. Пока существует человек, кроме объективного мира самого по себе неизбежно должен существовать в человеческом сознании его двойник, дубль, дубликат — мир для нас. Если объективный мир сам по себе материален, то его двойник, его дубль в сознании человека — идеален, ибо существует в субъективной форме. Хотя этот взгляд заключается в признании существования с появлением человека наряду с материальным миром мира идеального, он не имеет нечего общего с дуализмом. Ведь последний заключается в признании не только и не просто существования, кроме материального мира, идеального мира, а в их независимости друг от друга, их субстанциональности. С точки же зрения материализма, идеальный мир не имеет самостоятельного существования; его бытие является производным от бытия материального мира. Он — двойник, дубль материального мира, возникший в процессе отражения материального мира в мозгу человека.’

Картинка хорошо отражает это обстоятельство — цветная часть зависит от черно-белой. Теперь пространственные отношения:

‘Когда содержание восприятия выступает для субъекта как вне его находящийся объект, то последний в норме предстает как расположенный на определенном расстоянии от субъекта — близко или далеко — и расположенный определенным образом по отношению к субъекту — спереди, сзади, слева, справа, выше, ниже. И сами по себе объекты представляются как существующие в разных местах и на разных расстояниях друг от друга. Иначе говоря, вещи, как они существуют в нашем субъективном мире, определенным образом упорядочены, находятся в определенном порядке. Описанный выше порядок расположения вещей по отношению друг к другу носит название пространства. Эта форма упорядочения чувствозримого мира имеет три измерения: длину, ширину и глубину.’

Это показывает, что цветная часть картиночки вполне укладыватся в концепцию Семенова, поскольку он признает, что человек видит трехмерный мир. Как это ни странно, многие заявляют, что нельзя говорить о пространственном расположении восприятий. Это служит им основой для выводу, что представленная картиночка неправильная. Семенов же посвятил этому вопросу целую главу: ‘Пространство и время как формы порядка в чувствозримом мире для нас и в мире самом по себе‘.

Далее Семенов доказывает, что пространственные отношения в мире для нас совпадают с таковыми в мире самом по себе. Это делается в два этапа. Во-первых, Семенов признает появление идеального (биоидеальное, сенсоидально) по ходу биологической эволюции. Таким образом, у него совпадение миров является результатом эволюции — те, у кого миры не совпадали, не выжили. Далее у человека возникает социальная практика, которая позволяет человеку менять мир. Что, в свою очередь, опять же подтверждает верность показанной на рисунке похожести миров друг на друга.

В заключение несколько длинных цитат про возникновение идеального (уже на уровне животных, биоидеальное):

‘Сказанное выше о сигнальных, информационных процессах вообще относится и к нервным процессам, которые, возникнув в результате воздействия внешних объектов на рецепторы, достигают головного мозга. Они несут информацию о внешнем предмете, который эти процессы вызвал.

… Когда этот процесс достигает коры головного мозга, происходит его декодировка.

И это декодирование нервного процесса, несущего информацию о внешнем объекте, в коре головного мозга не может заключаться ни в чем другом, кроме как в том, что этот процесс начинает существовать не только в организме, как это было раньше, но и для организма.’

‘В результате, происходит своеобразное раздвоение организма. Если раньше он был только носителем информации, то теперь он начал выступать еще в одной роли — получателя информации. Организм раздваивается на носителя информации и получателя информации. Одновременно происходит столь же своеобразное раздвоение и материального нервного процесса, несущего информацию о внешнем мире. Если раньше он существовал только в организме как носителе информации, то теперь он начинает существовать и для организма как получателя информации. И для организма как получателя информации он существует иначе, чем в организме как носителе информации.’

‘В результате декодировки материальный нервный процесс, несущий информацию о внешнем мире, начинает обладать двумя бытиями. Одно его бытие — существование в организме, т. е. в организме как носителе информации. В организме он существует как объективный материальный процесс, несущий информацию о внешнем мире. Это его бытие является объективным и только объективным. Другое его бытие — существование для организма, т. е. для организма как получателя информации. Для организма как получателя информации материальный нервный процесс, несущий информацию о внешнем мире, сам по себе, как таковой не существует. Для организма существует только информация, которую данный нервный процесс несет. При этом эта информация существует для организма не как информация о внешнем объекте, а как сам внешний объект.’

‘В результате декодирования нервного информационного процесса происходит своеобразное удвоение внешнего объективного мира. Внешний мир теперь существует не только сам по себе, как мир материальных вещей, но и для организма, а тем самым и в организме, как мир идеальных дублей этих вещей. Когда мир начинает существовать не только сам по себе, но и в организме, последний претерпевает еще одно раздвоение: становится не только объектом, но и субъектом, раздваивается на объект и субъект. Внешний мир как он существует для организма, а тем самым и в организме есть субъективный мир организма. Организм теперь является не только материальной системой, он включает в себя субъективный мир, содержанием которого является внешний объективный мир. Объективный внешний мир начинает теперь существовать не только сам по себе, но и в субъективном мире организма. Наряду с внешним миром, каким он существует сам по себе, возникает мир, каким он существует для организма.’

Таким образом, видно, что представленная картинка не содержит ничего мистического. Обоснование Семенова на базе марксизма полностью раскрывает ее содержание.

Информация

Юрий Иванович Семенов, Введение в науку философии. Книга 2. Вечные проблемы философии. От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения, 2013.

Рисунок взят из главы 2. The Emergence of the Concept of Consciousness книги David Gamez, Human and Machine Consciousness, 2018.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/270306.html


Опубликовано

в

,

©