Книга Даниеля Деннета ‘Разум от начала до конца‘ содержит душещипательную эволюционную эпопею, которая включает в себя возникновение жизни, дарвиновскую биологическую эволюцию, появление мозгов и последующую колонизацию мозгов мемами. Далее человеческой культуре удается вырваться из-под влияния мемов и стать более осознанной, что в свою очередь существенно ускорило эволюцию. Также интересно отметить, что Деннет не сомневается в познаваемости мира.
В основе построения Деннета лежит естественный отбор, который рассматривается как универсальный процесс:
‘естественный отбор нейтрален к среде и представляет собой набор алгоритмов, которые могут протекать в любой среде с самыми простыми свойствами …’
Естественный отбор и эволюционная эпопея Деннета начинаются с возникновения жизни. Физика как таковая Деннету не интересна и поэтому развитие мира до возникновения жизни в книге практически не представлено. Возникновение жизни да и сама биологическая эволюция описаны в книге лишь схематически. Отношение Деннета к происходящему неплохо передает это высказывание:
‘В этой книге я буду постоянно использовать приемы исторической реконструкции, основанные на убеждении, что всякое живое существо есть продукт физических процессов, соединивших вместе отдельные элементы, усовершенствовавших их постепенно и приведших в результате к появлению работающей системы без какой-либо примеси сверхъестественного.’
Реконструкция Деннета выглядит следующим образом. В абиотическом мире сложились пребиотические циклы, которые далее привели к появлению самовоспроизводящихся систем. Тем самым в дело включился лозунг ‘Плодитесь и размножайтесь’ и дело пошло. В книге отмечается крайне малая вероятность необходимых критических событий:
‘самое поразительное свойство эволюции путем естественного отбора — это то, что она критическим образом зависит от событий, которые «почти никогда» не происходят.’
‘Это маловероятно, но именно такие маловероятные превращения составляют суть эволюции.’
‘эволюция — это процесс, который зависит от усиливающего эффекта событий, которые почти никогда не происходят. К примеру, почти никогда не происходит мутация ДНК — реже, чем один раз на миллиард воспроизведений — однако эволюция зависит именно от нее. Вдобавок большинство мутаций либо вредны, либо никак не влияют ни на что, и случаи «хороших» мутаций крайне, крайне редки, исчезающе редки. И тем не менее эволюция работает за счет редчайших из редких явлений.’
Это, тем не менее, не должно смущать убежденного материалиста, поскольку ‘Эволюция умнее нас’. В книге можно усмотреть несколько стадий естественного отбора. Вначале идет жесткая привязка фенотипа к генотипу. Далее в ход вступает обучение организма:
‘Там, где естественный отбор буксует, в дело вмешивается способность обучаться, оптимизируя существо для его собственной жизни, оно получает информацию из окружающего мира и использует ее для локальных улучшений.’
Для этого в рассмотрение вводится умвельт организма и семантическая информация, которая улавливается мозгами и влияет на поведение организма. Необходимо отметить, что в данном контексте имеется в виду обучение на бессознательном уровне, то есть, обучение которое не зависит от желания организма.
Происходящий процесс в своей основе остается таким же механическим. Отличие от предыдущей стадии только в том, что генотип, если так можно сказать, формирует способность к обучению. Далее организм получает возможность более быстро реагировать на изменения в окружающей среде посредством обучения и поэтому размножаемость и выживаемость в такой популяции улучшается.
Следующий шаг — человеческий язык и культурная эволюция. Эта тема в книге является основной и именно ей посвящена большая часть книги. Деннет продвигает меметику, при этом у него основным мемом является слово. На этот счет Деннет даже запасся цитатой Чарлза Дарвина из ‘Происхождения человека’:
‘Выживание или сохранение некоторых благоприятствуемых слов в борьбе за существование — это естественный отбор.’
Начальная стадия культурной эволюции идет в строгих рамках естественного отбора: мемы заселяют мозги, а люди этого даже не замечают:
‘Однажды как-то так получилось, что мы стали обезьянами с зараженным мемами мозгом.’
‘Но нам не нужно открывать никакой волшебный механизм; естественный отбор мемов способен выполнять созидательную работу без какого-либо контроля, понимания и руководства со стороны человечества, богов или групп влияния.’
‘они [наши предки] могли использовать слова вполне умело, получать преимущества от использования слов, к примеру, даже не осознавая, что они используют слова, и слова никак не проявляли себя как слова в их картине мира.’
Далее дарвиновский механизм культурной эволюция медленно дополнялся недарвиновскими процессами. Люди постепенно осознали, что у них есть язык, поэтому они стали использовать язык все более осознанно. Это в свою очередь улучшило понимание происходящего и привело к возникновению контроля сверху вниз. Под этим Деннет имеет в виду способность человека проигрывать разные ситуации в языке и тем самым выбирать лучший вариант до начала действий. Другими словами, появляется осознанная целенаправленность. Все вместе приводило к увеличению эффективности направленного поиска и ускорения эволюции.
Должен сказать, что Деннет обильно использует метафоры и аналогии. В результате его непросто понять — неясно что следует воспринять буквально, а что в переносном смысле. Также не совсем понятно, как следует истолковать ту или иную метаформу. Могу только сказать, что судя по всему он противник роли личности в истории. Я бы передал его идею так: варианты перебираются, лучшие варианты отбираются. Приведу ниже несколько цитат, они покажут ход его мысли, а также стиль написания:
‘Среди самых важных культурных инноваций следует упомянуть письменность, арифметику, деньги, часы, календарь — все эти изобретения внесли уникальный вклад в постоянно усложнявшуюся систему представлений, обогатившую нашу картину мира становившимися все более портативными, разборными, управляемыми, узнаваемыми, запоминающимися сущностями для производства сущностей, для использования их со все возраставшим мастерством. Это были, можно сказать, дарвиновские «изобретения», то есть изобретения без изобретателей или дальновидных авторов, похожие больше на птичьи крылья, чем на лопасти вертолета.’
‘Мы и на самом деле главные в достаточно высокой степени. Это триумф вторжения мемов: они превратили наш мозг в разум — наш разум, — способный принимать или отвергать идеи, с которыми мы сталкиваемся, понимать и развивать их по причинам, которые мы часто можем сформулировать благодаря приложениям, установленным в наших головных компьютерах.’
‘Культурная эволюция была дедарвинизирована собственными созданиями, однако ее дарвиновское происхождение до сих пор весьма отчетливо проявляется, и нас ежечасно и ежедневно окружают синантропные, не известного происхождения мемы, похожие на бактерии, превосходящие нас числом и массой.’
Для лучшего понимания последней цитаты выпишу значение ‘синантропные’:
‘Синантропные организмы — животные (не одомашненные), растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком и его жильем, например тараканы, комнатные мухи, домовые мыши, постельные клопы, глисты и т. п.’
Как бы то ни было, появляется наука, которая позволяет реконструировать произошедшие события и тем самым их понять. Деннет хочет одновременно показать силу науки и крайне скромную роль в этом процессе отдельного мозга. Цитата ниже хорошо это демонстрирует:
‘базовые, восходящие, бездумные процессы созидания, ведомые естественным отбором, постепенно сотворили подъемные устройства, экономящие усилия и делающие созидательную работу более эффективной, — и так открыли пространство созидания для будущих подъемных устройств, постепенно ускоряя приближение эпохи разумного созидания, эпохи расцвета нисходящих, интеллектуальных, осмысленных, систематических творческих процессов. Эти процессы привели к изменению баланса сил отбора, которые сформировали нас и другие организмы и породили высокопродуктивные теории, которые ретроспективно объяснили процессы их собственного возникновения.’
Моя интерпретация сказанного: эволюция познает саму себя. При этом не должно быть ни малейшего сомнения в том, что это самопознание будет полным, посольку наши мозги способны найти ответы на все поставленные вопросы. В конце книги Деннет борется с мистерианцами, то есть с теми, кто говорит о существовании неразрешаемых вопросах и в заключение пара его высказываний по этому поводу:
‘очевидный биологический факт — человеческий мозг за свою историю приобрел массу приложений, тысячи мыслительных инструментов, которые приумножили наши когнитивные способности во много раз.’
‘Главной слабостью … является систематическое отсутствие хороших примеров настоящих тайн. Стоит только сформулировать вопрос, на который, как вы утверждаете, никогда нельзя найти ответ, как запускается процесс доказательства вашей неправоты: вы заявляете тему исследования.’
‘С какими ограничениями в мозгу мы рождаемся? Сегодня мы можем сказать, что каковы бы ни были эти ограничения, временные или абсолютные, мы нашли обходной путь, и заметно его усовершенствовали, отодвинув с его помощью слабости и несовершенства: это сотрудничество, систематическое и неформальное.’
Продолжение: Непоследовательный редукционизм Дэниеля Деннета
Информация
Дэниел Деннет. Разум от начала до конца, 2021.
Вышла на английском в 2017 году:
Daniel C. Dennett, From Bacteria to Bach and Back, 2017.
Перевод цитаты Дарвина из
Чарлз Дарвин. Происхождение человека и половой отбор, Сочинения, т. 5, М. : Издательство АН СССР. 1953.