Ульпиан: Естественное право среди людей и животных

Я начал слушать лекции про естественное право. В лекции, посвященной римскому праву, было упомянуто, что Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170—228) вводил естественное право как для людей, так и для животных. Ниже идет описание, которые я нашел в Рунете по этому поводу.

Естественно-правовые представления юристов Древнего Рима

‘УЛЬПИАН. Основываясь на определении естественного права, данном Гаем, классик римского права Ульпиан (170—228) подразделяет нормы естественного права на два вида: первый вид норм соответствует физиологическим склонностям, инстинктам людей, т.е. их природе как живых существ («естественное право — это то, чему учит вся живая природа, ведь это право свойственно не только человеку, но и всему живому, что рождается на земле, в море и присуще также птицам»; отсюда — союз мужского и женского, рождение потомства и забота о нем, воспитание).

В этой связи Н.Н. Алексеев отмечал: «Наиболее элементарное истолкование понятия о природе мы находим в тех естественно-правовых учениях, которые основу естественного права усматривают в различных, чисто естественных отношениях и связях, наблюдаемых в общественной жизни не только у людей, но и животных». Таким образом, естественное право в данном смысле отождествляется с естественными инстинктами живого мира.

Поскольку человек всегда являлся частью живого мира, то и данное естественное право по своему содержанию «совпадает с наиболее древними и с наиболее распространенными историческими институтами».

Второй вид норм естественного права соответствует интеллектуальной природе людей, отличающей их от животных (jus generis humani).

Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич в отношении понимания естественного права Ульпианом указывает: «С одной стороны, jus naturale является правом, вытекающим с необходимостью из насущных потребностей всего живого мира. Поэтому такое право определяет поведение и жизнь так, как и животных, это то право quod natura omnia animalia docuit. Законы природы смешиваются с нормами права. С другой стороны, по взгляду Ульпиана, jus naturale имеет применение только к человеческим отношениям, так как подобные поступки, как воровство, расторжение брака, не могут быть совершены животными».

Естественное право, свойственное всему живому, по Ульпиану, устанавливает неизбежность браков и родительского попечения о детях, констатирует природное равенство людей, указывает на ничтожность обязательств, направленных на невозможное и недостижимое для людей, отказывает в индивидуальном обладании воздухом, морем. Соответствующее интеллектуальной природе людей естественное право требует жить честно, не вредить другому, отдавать каждому то, что ему принадлежит.’

Информация

Joseph Koterski, Natural Law and Human Nature. 11. Roman, Canon, and Natural Law.

Естественное право

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/89073.html


Опубликовано

в

,

©

Метки: