Эссе Карла Юнга ‘Основная проблема аналитической психологии‘ (The Basic Postulates of Analytical Psychology) посвящено обсуждению представлений о ‘психологии без души‘, которые по его мнению принадлежат духу времени и связаны с материализмом. Юнг считает, что такое направление вредно для практического лечения пациентов. Поэтому он подробно разбирает истоки возникновения таких идей, причины, по которым они стали популярны, и что можно противопоставить взамен.
Интересно отметить, что логическая структура эссе основана на представлениях теории виртуального мира (миф Пещеры Платона). При этом теория виртуального мира лежит в основе как представлений Юнга, так и идей, которые Юнг критикует. Другими словами, можно сказать, что теория виртуального мира принадлежит духу времени. Начну со следующей цитаты:
‘Научным и вместе с тем вообще допустимым отныне считалось только то, что могло быть либо познано на уровне ощущений, либо сведено к чувственно воспринимаемым причинам.’
Оно неплохо отражает точку зрения позитивистов и служит исходной точкой для изгнания души из науки — раз душу нельзя пощупать, то она не существует. Анализ Юнга начинается с переформулировки утверждения выше, а именно, что в непосредственном опыте нам доступны исключительно психические явления:
‘Оно [психическое] есть именно то, что дано нам в непосредственном опыте. Все, что я испытываю, есть психика. Даже физическая боль — это психическое отражение того, что я испытываю; все мои чувственные восприятия, навязывающие мне пространственный мир вещей, являются психическими образами, из которых только и состоит мой непосредственный опыт, ведь только ими располагает мое сознание.’
Для сравнения и дальнейшего анализа полезно сравнить утверждение Юнга с цитатой Владимира Ильича (В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм):
‘Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.’
Видно, что исходная посылка одинаковая — человек имеет дело с ощущениями. По-моему, невозможно отрицать то, что ощущения относятся к сознанию, то есть, в терминологии Юнга к психическим явлениям. Сознание для Юнга ограничено осознанием, в то время как психическое включает в себя как сознательное, так и бессознательное.
Следующий шаг Юнга похож на то, что можно увидеть у Владимира Ильича:
‘Если попытаться глубже проникнуть в это понятие [психическое], то можно, на наш взгляд, увидеть, что некоторые психические содержания или образы проистекают из так называемого физического окружения, к которому принадлежит наше тело.’
В силу разных причин человек понимает, что существует внешний мир, который похож на то, что отображается его чувствами. Таким образом, материальность окружающего не есть что-то изначально данное, а достигается в результате рефлексии. На этом пути Юнг возражает против того, что физическое есть единственное, что существует (продолжение цитаты):
‘Другие же происходят из так называемого духовного источника, не имеющего видимого отношения к миру физических вещей, но от этого эти другие содержания не становятся нисколько менее реальными.’
То есть, Юнг находит в анализе изначального опыта человека, как физическое, так и духовное, а далее Юнг возражает против сведения духовного к физическому или физического к духовному:
‘При этом речь вовсе не идет о том, что такого рода могущественный переворот мировоззрения [материалистический] мог быть произведен на рациональной основе, так как не существует никаких рациональных размышлений, которые позволяли бы доказать или опровергнуть существование духа, равно как и материи. Оба понятия, в чем сегодня может убедиться каждый образованный человек, являются не более чем символами, используемыми для обозначения двух неизвестных факторов, существование которых постулируется или оспаривается в зависимости от индивидуального темперамента или от соответствующего духа времени (Zeitgeistes).’
‘Ничто не мешает путем интеллектуальных спекуляций, с одной стороны, доказывать, что душа есть сложный биохимический феномен, являющийся в своей основе игрой электронов, а с другой — что непредсказуемость движения электронов есть свидетельство их духовной жизни.’
В заключение еще одна цитата, в которой можно хорошо увидеть внутреннее противоречие теории виртуального мира. Как миф Пещеры Платона, теория виртуального мира начинает с того, что исключает возможность пробраться к внешнему миру. Тем не менее, каким-то образом получается, что отдельные граждане умудряются это сделать и что они даже способны сообщить о найденных результатах остальным:
‘В самом деле, моя психика настолько меняет и фальсифицирует действительность, что я нуждаюсь в искусственных вспомогательных средствах, чтобы иметь возможность понимать, чем являются вещи вне меня: например, определять, что звук является колебанием воздуха определенной частоты, а цвет — волной света определенной длины. Мы настолько окутаны психическими образами, что вообще не можем пробраться к сущности внешних по отношению к нам вещей. Все, что мы так или иначе познаем, состоит из психической материи.’
Информация
Carl Gustav Jung, Modern Man in Search of a Soul, 1933. Chapter 9, The Basic Postulates of Analytical Psychology.
Карл Юнг: Современный человек в поиске души
Русский перевод в книге: Карл Юнг, Сочинения: Структура и динамика психическго, 2008, эссе Основная проблема аналитической психологии.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/224787.html
См. также
‘У нас нет возможности достоверного познания реальности. Всё воспринимается исключительно через психику, модели действительности. ВСЁ — объекты, которые выделяются субъектом
Мы не можем знать, что процесс реален. Мы ВСЁ воспринимаем лишь как модели действительности. ‘ (darkhon)