Карл Юнг: Современный человек в поиске души

Книга Карла Густава Юнга ‘Современный человек в поиске души (Modern Man in Search of a Soul)‘ вышла в 1933 году и содержит перевод на английский одиннадцати эссе Юнга. Большинство эссе взято из немецкого издания ‘Seelenprobleme der Gegenwart (14 эссе)‘, оставшиеся из отдельных публикаций Юнга. Отмечу, что русский перевод ‘Проблемы души нашего времени‘ сделан с немецкого издания.

В целом книга посвящена психоанализу, более точно аналитической психологии (термин Юнга для описания его метода психоанализа), но в книге также затрагиваются более общие вопросы: духовность, смысл жизни, мировоззрение, искусство, сопоставление современного человека с ‘архаичным человеком’, роль религии. Мне книга понравилась — я получил лучшее представление о взглядах Юнга, о спорах тех времени в психоанализе и об интеллектуальной атмосфере, сложившейся после Первой мировой войны.

Психоанализ возник как метод лечение невроза, при этом он опирается на представление о бессознательных психических процессах. Поэтому для Юнга сознание является противопоставлением бессознательному, то есть сознание трактуется им исключительно как осознание/осознанное. Разные школы психоанализа по-разному трактовали бессознательное и Юнг разбирает отличие его подхода (коллективное бессознательное) от таковых у Фрейда и Адлера. Одно из критических замечаний в сторону Фрейда звучало так: Фрейд переносит проблемы больных людей на здоровых.

Юнг считает, что психотерапевт при работе с пациентом должен быть откровенным в отношении самого себя, в противном случае, по его мнению, лечение не удастся. Юнг разбирает возникающие на этом пути проблемы. Интересно отметить, что Юнг считает, что сны помогают понять и осознать бессознательное.

В книге обсуждается отношения с религией. Юнг отмечает сходство психоанализа и исповеди. В последнем эссе есть интересное обсуждение того, почему большинство протестантов при возникновении психических проблем предпочитали обращаться к психоаналитикам, а не к священникам. Юнг обсуждает секуляризацию общества и возникающие на этом пути проблемы, связанные с потерей смысла жизни. Он говорит о законе сохранения психической энергии — исчезновение религиозности сопровождается возрастающим интересом к эзотерике, астрологии, оккультизму и т.д. Также Юнг отмечает, что идея о жизни после смерти полезна для психического здоровья. Отмечу, что Юнг считает, что наука не может сказать, что религия неправильна.

Для Юнга психические процессы реальны и они не сводятся к материальным явлениям. Он критически рассматривает материализм, поскольку отсюда один шаг до отрицании души и психического — такие представления не будут способствовать лечению невроза. В целом Юнг считает, что у науки есть границы познания.

В заключение приведу цитату из книги о состоянии психологии в те времена:

‘Тем не менее, существует не одна современная психология, а несколько. Это достаточно любопытно, если мы вспомним, что есть только одна наука в случае математики,  геологии, зоологии, ботаника и т.д. В то же время есть столько много психологий, что американский университет опубликовал толстую книгу с названием «Психологии 1930 года» . Я считаю, что число психологий соответствует числу философий, поскольку точно также существует не единственная философия, а много философских школ.’

Я бы сказал, что с тех пор ничего не изменилось. Отмечу, что это не мешает лечению пациентов: лечение возможно, а вот сказать, что такое человек, никак не получается.

P.S. Цитата из эссе ‘Архаичный человек‘, которая показывает, что отличие современного человека не так уж и велико:

‘Давайте теперь предположим, что я, совершенно посторонний человек, приехал в этот город с целью изучить господствующие здесь обычаи. Сначала я поселяюсь неподалеку от дач на Цюрихской горе и устанавливаю контакты с их обитателями. И вот я спрашиваю герра Мюллера и герра Мейера: «Расскажите мне, пожалуйста, что-нибудь о ваших религиозных обычаях». Оба господина озадачены. Они никогда не ходят в церковь, ничего о таких обычаях не знают и категорически отрицают, что в них участвовали. Но вот весна, и наступает Пасха. Однажды утром я застаю герра Мюллера за необычным занятием: он с деловым видом бегает по саду, пряча крашеные яйца, и, кроме того, устанавливает своеобразных заячьих идолов. Он пойман с поличным. «Почему вы умолчали об этой чрезвычайно интересной церемонии?» — спрашиваю я его. «Какая церемония? Это же просто так. На Пасху всегда так делают». — «Но что означают эти яйца, почему вы их прячете, что означают эти идолы?» Герр Мюллер обескуражен. Он сам этого не знает; он так же мало знает, что означает рождественская елка, но все же наряжает ее, и в этом он совершенно подобен первобытным людям. Быть может, далекие предки первобытного человека лучше знали, что они делали? Но это совершенно невероятно. Архаичный человек просто делает, и только цивилизованный человек знает, что он делает.’

См. также обсуждение эссе ‘Основная проблема аналитической психологии‘:

Карл Юнг и теория виртуального мира

Информация

Carl Gustav Jung, Modern Man in Search of a Soul, 1933.

Большинство эссе можно найти в русском переводе ‘Seelenprobleme der Gegenwart‘:

Карл Густав Юнг, Проблемы души нашего времени, Прогресс, 1994. Питер, 2017

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/224603.html

06.06.21 Юнг о математике

‘Но что больше всего выводило меня из себя, так это равенство: если а = b и b = с, то а = с. Если по определению а было чем-то отличным от b, оно не могло быть приравнено к b, не говоря уже о с. Когда вопрос касался эквивалентности, говорилось, что а = а и b = b и т. д. Это я мог понять, тогда как a = b казалось мне сплошной ложью и надувательством.’

https://gignomai.livejournal.com/1161018.html

21.11.22 Смысл жизни искать никогда не поздно

Из заметки ‘Смысл жизни‘ в Стэнфордской философской энциклопедии 2021 года:

‘Несмотря на древнюю родословную, отдельная область, посвященная смыслу жизни, в англо-американо-австралийской философии сформировалась только примерно с 1980-х годов … при этом только в последние 20 лет появились дебаты на действительно глубинном и сложном уровне.’

Правда, не уверен, что смысл жизни стоит искать в рамках аналитической философии. На этот счет мне больше нравится высказывание Курта Воннегута:

‘Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: «Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу прожить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл».’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/300364.html

Неплохая характеристика работа Фрейда

‘Слушая речь пациентов, Фрейд сперва научился слышать не один голос (идущий из Эго), а целый хор вытесненных голосов, а затем разобрался в том, как структурировать те элементы, которые речь даёт в простой последовательности рассказа. Однако здесь его ждала теоретическая несостыковка: одни детали встраивались в логику смысла, но другие – явно ей противились, затребуя совсем другой язык – со словарём энергий, напряжений, накоплений/трат и движущих причин.

Фрейд, как и его талантливые ученики, искал способ их совместить в чём-то третьем: в археологических аналогиях, в сложной метапсихологической топологии, в биологизаторской редукции, но в итоге остановился на мифологии влечений (Эрос и Танатос).’

https://shmandercheizer.livejournal.com/87086.html


Опубликовано

в

,

©

Метки: