Карл Юнг: Современный человек в поиске души

Книга Карла Густава Юнга «Современный человек в поиске души (Modern Man in Search of a Soul)» вышла в 1933 году и содержит перевод на английский одиннадцати эссе Юнга. Большинство эссе взято из немецкого издания «Seelenprobleme der Gegenwart (14 эссе)» , оставшиеся из отдельных публикаций Юнга. Отмечу, что русский перевод «Проблемы души нашего времени» сделан с немецкого издания.

В целом книга посвящена психоанализу, более точно аналитической психологии (термин Юнга для описания его метода психоанализа), но в книге также затрагиваются более общие вопросы: духовность, смысл жизни, мировоззрение, искусство, сопоставление современного человека с «архаичным человеком», роль религии. Мне книга понравилась — я получил лучшее представление о взглядах Юнга, о спорах тех времени в психоанализе и об интеллектуальной атмосфере, сложившейся после Первой мировой войны.

Психоанализ возник как метод лечение невроза, при этом он опирается на представление о бессознательных психических процессах. Поэтому для Юнга сознание является противопоставлением бессознательному, то есть сознание трактуется им исключительно как осознание/осознанное. Разные школы психоанализа по-разному трактовали бессознательное и Юнг разбирает отличие его подхода (коллективное бессознательное) от таковых у Фрейда и Адлера. Одно из критических замечаний в сторону Фрейда звучало так: Фрейд переносит проблемы больных людей на здоровых.

Юнг считает, что психотерапевт при работе с пациентом должен быть откровенным в отношении самого себя, в противном случае, по его мнению, лечение не удастся. Юнг разбирает возникающие на этом пути проблемы. Интересно отметить, что Юнг считает, что сны помогают понять и осознать бессознательное.

В книге обсуждается отношения с религией. Юнг отмечает сходство психоанализа и исповеди. В последнем эссе есть интересное обсуждение того, почему большинство протестантов при возникновении психических проблем предпочитали обращаться к психоаналитикам, а не к священникам. Юнг обсуждает секуляризацию общества и возникающие на этом пути проблемы, связанные с потерей смысла жизни. Он говорит о законе сохранения психической энергии — исчезновение религиозности сопровождается возрастающим интересом к эзотерике, астрологии, оккультизму и т.д. Также Юнг отмечает, что идея о жизни после смерти полезна для психического здоровья. Отмечу, что Юнг считает, что наука не может сказать, что религия неправильна.

Для Юнга психические процессы реальны и они не сводятся к материальным явлениям. Он критически рассматривает материализм, поскольку отсюда один шаг до отрицании души и психического — такие представления не будут способствовать лечению невроза. В целом Юнг считает, что у науки есть границы познания.

В заключение приведу цитату из книги о состоянии психологии в те времена:

‘Тем не менее, существует не одна современная психология, а несколько. Это достаточно любопытно, если мы вспомним, что есть только одна наука в случае математики,  геологии, зоологии, ботаника и т.д. В то же время есть столько много психологий, что американский университет опубликовал толстую книгу с названием «Психологии 1930 года» . Я считаю, что число психологий соответствует числу философий, поскольку точно также существует не единственная философия, а много философских школ.’

Я бы сказал, что с тех пор ничего не изменилось. Отмечу, что это не мешает лечению пациентов: лечение возможно, а вот сказать, что такое человек, никак не получается.

P.S. Цитата из эссе Архаичный человек, которая показывает, что отличие современного человека не так уж и велико:

‘Давайте теперь предположим, что я, совершенно посторонний человек, приехал в этот город с целью изучить господствующие здесь обычаи. Сначала я поселяюсь неподалеку от дач на Цюрихской горе и устанавливаю контакты с их обитателями. И вот я спрашиваю герра Мюллера и герра Мейера: «Расскажите мне, пожалуйста, что-нибудь о ваших религиозных обычаях». Оба господина озадачены. Они никогда не ходят в церковь, ничего о таких обычаях не знают и категорически отрицают, что в них участвовали. Но вот весна, и наступает Пасха. Однажды утром я застаю герра Мюллера за необычным занятием: он с деловым видом бегает по саду, пряча крашеные яйца, и, кроме того, устанавливает своеобразных заячьих идолов. Он пойман с поличным. «Почему вы умолчали об этой чрезвычайно интересной церемонии?» — спрашиваю я его. «Какая церемония? Это же просто так. На Пасху всегда так делают». — «Но что означают эти яйца, почему вы их прячете, что означают эти идолы?» Герр Мюллер обескуражен. Он сам этого не знает; он так же мало знает, что означает рождественская елка, но все же наряжает ее, и в этом он совершенно подобен первобытным людям. Быть может, далекие предки первобытного человека лучше знали, что они делали? Но это совершенно невероятно. Архаичный человек просто делает, и только цивилизованный человек знает, что он делает.’

Информация

Carl Gustav Jung, Modern Man in Search of a Soul, 1933.

Большинство эссе можно найти в русском переводе Seelenprobleme der Gegenwart:

Карл Густав Юнг, Проблемы души нашего времени, Прогресс, 1994. Питер, 2017

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/224603.html

06.06.21 Юнг о математике

‘Но что больше всего выводило меня из себя, так это равенство: если а = b и b = с, то а = с. Если по определению а было чем-то отличным от b, оно не могло быть приравнено к b, не говоря уже о с. Когда вопрос касался эквивалентности, говорилось, что а = а и b = b и т. д. Это я мог понять, тогда как a = b казалось мне сплошной ложью и надувательством.’

https://gignomai.livejournal.com/1161018.html

21.11.22 Смысл жизни искать никогда не поздно

Из заметки ‘Смысл жизни‘ в Стэнфордской философской энциклопедии 2021 года:

‘Несмотря на древнюю родословную, отдельная область, посвященная смыслу жизни, в англо-американо-австралийской философии сформировалась только примерно с 1980-х годов … при этом только в последние 20 лет появились дебаты на действительно глубинном и сложном уровне.’

Правда, не уверен, что смысл жизни стоит искать в рамках аналитической философии. На этот счет мне больше нравится высказывание Курта Воннегута:

‘Этот великий вопрос о смысле жизни я задал сыну, который работает педиатром. И вот что доктор Воннегут ответил старому маразматику-отцу: «Папа, мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу прожить эту самую жизнь, в чем бы там ни был ее смысл».’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/300364.html

Неплохая характеристика работа Фрейда

‘Слушая речь пациентов, Фрейд сперва научился слышать не один голос (идущий из Эго), а целый хор вытесненных голосов, а затем разобрался в том, как структурировать те элементы, которые речь даёт в простой последовательности рассказа. Однако здесь его ждала теоретическая несостыковка: одни детали встраивались в логику смысла, но другие – явно ей противились, затребуя совсем другой язык – со словарём энергий, напряжений, накоплений/трат и движущих причин.

Фрейд, как и его талантливые ученики, искал способ их совместить в чём-то третьем: в археологических аналогиях, в сложной метапсихологической топологии, в биологизаторской редукции, но в итоге остановился на мифологии влечений (Эрос и Танатос).’

https://shmandercheizer.livejournal.com/87086.html


Опубликовано

в

,

©

Метки: