Нейрофизиология духовности

Я подумал, что я как-то давно не слушал нейрофизиологов. На глаза как раз подвернулся курс лекций с увлекательным названием Духовный мозг: Наука и религиозный опыт (Andrew Newberg, The Spiritual Brain: Science and Religious Experience) и без дальнейших размышлений я решил , что стоит его прослушать.  Я поставил себе задачу наконец-то выучить названия отделов мозга, чтобы часто используемые термины в нейрофизиологии (базальные ганглии, гипоталамус и т.д) превратились бы для меня в нечто осязаемое и реальное. Например, термин пи-орбитали у моего подсознания трудностей не вызывает, а вот на термине гипоталамус мое подсознание пробуксовывает.

Основным отличием курса Эндрю Ньюберг от услышанного ранее было связано с тем, что лектор верующий. Вначале такой поворот событий несколько меня ошарашил, но затем после нескольких лекций пришло понимание, что даже нейрофизиология в вопросе веры нейтральна. Ассоциация нейрофизилогии с атеизмом пожалуй связана только с существующей традицией. Лекции Эндрю Ньюберг показывают, что без проблем можно повернуть идеологическую составляющую в другую стороны. Как, есть люди, которые не верят в бога? Наверное в их мозге есть что-то, что отличает их от верующих. Надо срочно засунуть их в томограф и найти отличие.

Понятно, что спасение без мозга невозможно. Разве гоподь может спасти безмозглых людей? Понятно, что духовность связана с мозгом и надо непременно исследовать, что там происходит во время медитации и молитвы. На этом пути можно прекратить глупые распри между разными теологами. Наука нейротеология поможет нам наконец-то найти ответы на вопросы, связанные с духовностью.

Такая неожиданная для меня составляющая нейрофизиологии позволила с интересом прослушать все лекции. Следует однако отметить, что даже на этом пути хроническая шизофрения нейрофизиологии не исчезает: есть мозг, есть мы, и есть сложные и непростые взаимоотношения между нами и мозгом. С одной стороны, мозг принуждает нас и на этом пути даже нас обманывает, с другой, мы знаем, что мозг наш обманывает, и что мозг нас принуждает, при этом наверняка мозг знает, что мы знаем, и т.д. Нет, пожалуй пусть термины типа гипоталамус останутся на уровне что-то. В этом случае фразы типа «Префронтальной коре принадлежит главная роль в решении моральных проблем» звучат более нейтрально.

Ниже цитаты про работы Эндрю Ньюберг, которые я нашел в Рунете.

Эндрю Ньюберг, Марк Роберт Уолдман «Как Бог влияет на ваш мозг»
http://knigoiskatel.livejournal.com/53286.html

«Есть ли различие в мозге атеиста и верующего? Оказывается были проведены исследования, которые показали разницу между мозгов атеиста и верующего.»

Эндрю Ньюберг, Марк Роберт Уолдман. Как Бог влияет на ваш мозг
http://feofila.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=235

«Общий вывод: причастность к религии оказывает благотворное влияние на любого человека. Те, кто еженедельно посещает церковь, меньше подвержены риску инсульта (но не инфаркта, поскольку речь о мозге, а не о сердце); молитва (или медитация) способствует сохранению нейронной активности, нейропластичности и толщины коры головного мозга (которая, как правило, с возрастом истончается); молитва, оказывается, вызывает в организме выброс антистрессовых гормонов, нейрохимических веществ и нейротрансмиттеров (допамина и серотонина), снижающих склонность к курению, злоупотреблению алкоголем и депрессии. Однако религиозные воззрения, основанные на представлениях об авторитарном Боге, обвиняющем и карающем, а таких воззрений придерживается 48 процентов опрошенных, могут быть опасными для здоровья, вызывать, напряжение, стресс, депрессию, тем самым открывая путь многим болезням. Также и некоторые способы медитации, например кундалини, способны разрушать психологическую защиту и порождать беспокойство, страх и даже галлюцинации.»

http://www.svoboda.org/content/transcript/368126.html

«Эндрю Ньюберг: Наблюдая работу мозга во время религиозной практики, мы заметили одинаковые феномены у всех верующих. Приведу мой любимый аргумент: мы все приобретаем фундаментальный жизненный опыт, который приводит нас к вере, любой вере. И все мы рождаемся с мозгом, созданным, смонтированным  для взаимодействия с окружающим миром. Во всяком случае, его «ориентировочная» часть выполняет эту функцию.  Но когда люди находятся в глубокой религиозной медитации или погружены в молитву, именно эта часть мозга отключается. Отсутствие активности словно освобождает место для  чувство единения с Богом, со Вселенной. Это чувство возникает не только у религиозных людей. Любой человек испытывает его, попадая на природу, видя высокие горы, красивый закат или океан. Он чувствует себя частью окружающего мира. И нам это необходимо.  Концепция религии и веры – самое сильное проявление такой причастности.  Сегодня в европейских странах религия и вера играют не такую значительную роль, как у нас в Америке. Но во все времена она оставалась важной для всех. «

http://gakuseido.livejournal.com/768.html

«Последние достижения в исследовании мозга, используя методики отображения мозга, такие как SPECT, fMRI и ЭЭГ показали, что мозг человека уже «технически обеспечен» (hard wired, более вероятно, что hard wared) для просветления. Кажется, что мозг, более чем миллионы лет развития, был подготовлен к опыту Единства с Космосом или Единства с Богом.»

«Ньюберг теоретически оценивает это так: когда созерцатель (медитирующий) «забирает» своё внимание от внешнего мира, сенсорный вход к OAA заблокирован, и невральная активность в той области отключена. В то же самое время из-за интенсивной концентрации (на молитве, на Боге или гуру) префронтальная кора или область Ассоциации Внимания (AAA) сильно активизирована и теперь принимает роль нового, основанного на опыте, центра мозга.»

http://znay-obo-vcem.livejournal.com/705706.html

«Эндрю Ньюберг, нейробиолог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который занимается нейробиологией религии уже более десяти лет, через коллегу, увлекающегося тибетским буддизмом, нашел восемь опытных медитаторов, которые приняли участие в необычном эксперименте.

В результате сканирования головного мозга испытуемых с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, которые в течение часа занимались усиленной медитацией, ученые обнаружили повышение активности областей мозга, регулирующих внимание, чего, естественно, требовала особая сосредоточенность во время медитации.

Однако во время медитации верхняя задняя часть теменной доли головного мозга была гораздо менее активна, чем когда испытуемые просто сидели и отдыхали (возьмем эти данные на вооружение, они еще пригодятся нам, когда речь пойдет о биологических программах). Ньюберг сделал вывод, что именно эта мозговая доля строит ментальную границу между мозгом и физическим миром.»

Нейротеология: истоки, суть и значение для апологетики
http://www.realis.org/ru/publications/articles/242-neyroteologiia-istoki-sut-i-znachenie-dlia-apologetiki?showall=&start=3

«Однако наиболее известной нейротеология стала все же благодаря работам Эндрю Ньюберга и Юджина д’Аквили, которые превратили ее из области экзотичных исследований в респектабельную научную дисциплину.

Эти авторы исследовали активность разных частей головного мозга во время медитации или молитвы у буддийских монахов и монахинь-францисканок при помощи однофотонной эмиссионной компьютерной томографии. Во время молитвы или медитации им с помощью внутривенного катетера вводилось радиоактивное вещество, обладающее свойством концентрироваться на несколько часов в нейронах активных структур мозга. При этом оказалось, что у подопытных во время медитации и молитвы с одной стороны возрастала активность лобных долей мозга, ответственных за концентрацию внимания. С другой стороны при этом значительно снижалась активность теменной доли задней части мозга, ответственной за ориентацию.»

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/86849.html


Опубликовано

в

©