Бруно Маршаль: Бессметрна ли амёба?

Я познакомился с  необычной теорией сознания Бруно Маршаль (Bruno Marchal) в ходе обсуждений в группе everything-list. Бруно исходит из вычислительной теории сознания (the computational theory of mind). В рамках такого подхода телепортация человека является вполне допустимой. Бруно однако показывает, что из возможности телепортации следует индетерминизм точки зрения первого лица (см. Трансгуманизм: Парадокс копирования) и далее приходит к неожиданным выводам о природе физического.

Недавно вышла книга Bruno Marchal, The Amoeba’s Secret (Секреты амёбы). Книга написана в виде автобиографии, где Бруно рассказывает о ключевых моментах его биографии, которые привели его к созданию теории. Ниже коротко идут основные моменты книги.

С детства Бруно интересовал вопрос бессмертия. Когда ему купили микроскоп и показали амёбу, он спросил как долго она живет. Его заинтересовало то обстоятельство, что амёба не умирает, а путем деления из одной амёбы получается две. Можно ли считать, что таким образом амёба бессмертна? Ни взрослые, ни книги не дали убедительный ответ и таким образом этот вопрос лег в основания его собственного расследования.

Знакомство с биологией привело Бруно  к мысли, что амёба — это биологическая машина. Знакомство с химией и физикой однако показало, что амёба должна подчиняться законам химии и физики. Чем же является амёба: биологической машиной или химическим реактором? Еще один важный вопрос в последующих размышлениях Бруно.

Размышления о том, что первично биология или химия, можно представить себе в форме следующего вопроса. Делится ли амёба сама (биология) или амёбу делит вселенная (химия)? Проблема лежит в том, что деление амёбы зависит от молекулярных процессов. Однако при рассмотрении только молекулярных процессов процесс деления по сути пропадает. В ходе поисков Бруно наткнулся на книги по математической логике и теорему Гёделя. Это было для него откровением. В рамках математической логики можно было представить себе виджеты, которые копируют сами себя, причем на этом пути зависимость от химии полностью пропадала. Более того, виджеты могли общаться между собой только правдивыми сообщениями, однако при этом честные виджеты не могут узнать, что они честные. Получалось, что существуют истины, которые виджеты не способны даже высказать. На этом пути биология победила химию и превратилась в психологию машины.

Превратности судьбы привели к тому, что внутренняя борьба между биологом, химиком и математическим логиком продолжалась достаточно долгое время. Я отмечу только интерес Бруно к интерпретации квантовой механике, который возник в рамках идеи, что все-таки вселенная делит амёбу. В любом случае математическая логика победила и несколько глав книги посвящены изложению основного результата.

Результат основан на математической логике: теореме Гёделя, модальной логики, самореференции,  теореме Лёба, и др. Должен предупредить, что моих знаний математической логики не хватает и глава книги The Gardian Angel осталась вне пределов моего восприятия. В этой главе я смог только восхититься красотой формул математической логики.

Аргумент Бруно начинается с трех положений, которые принимаются как таковые:

1) Существует уровень описания человека, в рамках которого возможно копирование человека (вера в том, что вы переживёте телепортацию).

2) Тезис Чёрча о том, что компьютеры могут эмулировать друг друга. Другими словами при рассмотрении вычислений достаточно ограничиться рассмотрением одной вычислительной системой.

3) Арифметический реализм: истинность утверждений в арифметике не зависит от человека.

Если вы отвергаете положения выше, то теория Бруно не для вас. Если же вы согласны с исходными положениями и несогласны с выводами Бруно, то вам следует найти ошибки в его выводе.

Исходной точкой является обыденная психология, которая необходима для понимания смысла первого утверждения. Бруно приводит следующий пример. Он опускает карандаш из руки и карандаш падает на стол. Зритель переживает падение карандаша. В выражение «пережить телетранспортацию» вкладывается точно такое же значение, как пережить падение карандаша.

Первый этап — это доказательство индетерминизма точки зрения первого лица, см. краткое описание в Трансгуманизм: Парадокс копирования.

Второй этап — введение физического универсального компьютера, который выполняет алгоритм Universal Dovetailer (вся вселенная — это компьютер, на котором выполняется алгоритм). Такого алгоритма достаточно, чтобы описать точку зрения первого лица в рамках первого и второго положения. На этом пути в рамках индетерминизма точки зрения первого лица делается вывод о том, что психология машины определяет наблюдаемый физический мир.

Третий этап — Movie Graph Argument, который показывает, что реальный компьютер, на котором работает алгоритм Universal Dovetailer, не требуется и его можно опустить (см. Тим Модлин: Вычисления и сознание). Все логика выше прекрасно работает в рамках положения 3, которое теперь сводится к тому, что фундаментальной реальностью являются простые числа.

В заключение следует отметить, что в теории Бруно машина принципиально не может узнать, является ли она машиной или нет. В случае этого вопроса машина может только делать ставки.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/87758.html

21 января 2013 (из другого обсуждения)

Статья Бруно написано вполне нормально, в этом смысле могу рекомендовать. Бруно начинает с трех гипотез.

1) Разум как вычислительный процесс (сomputational theory of mind). Это приводит к возможности численного копирования человека. У Бруно данная гипотеза называется «Да, доктор», когда человек соглашается с тем, что его можно скопировать.

2) Тезис Чёрча о эквивалентности всех универсальных цифровых вычислительных машин.

3) Существование натуральных чисел скажем в Платонии. Если принять 1), то это на самом деле выглядит логично, поскольку если математика — это создание человеческого разума, то принятие 1) будет внутренне противоречиво.

Все остальное — дело математической логики. Причем выводы получаются крайне неожиданными даже для приверженцев гипотезы о разуме как вычислительном процессе.


Опубликовано

в

©