Матрица епископа Беркли

Книга Джорджа Беркли Трактат о принципах человеческого знания (George Berkeley, A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge) произвела на меня сильное впечатление. Стало более понятно, почему его относят к британскому эмпиризму. Беркли борется с абстрактными идеями и он подчеркивает опасности использования человеческого языка. Введенный абстрактный термин часто овеществляется и далее он принимается за нечто реально существующее, правда непонятно что.

Ниже идут рассуждения по поводу идей Беркли при использовании метафоры вычислений. Я не считаю, что следует принимать метафору всерьез, но с другой стороны в настоящий момент многие уверенно утверждают, что  физические процессы по сути дела сводятся к цифровой физике и при этом ничто не мешает переселить человека в компьютер. Поэтому я попробую сравнить эти взгляды со взглядами Беркли в рамках метафоры Матрицы.

Как точку отсчета я буду использовать игру Жизнь, которая является распространенной аналогией развития мира как у физиков, так и в рамках исследований под названием искусственная жизнь (artificial life). Итак, есть простые элементарные правила для перехода из одного состояния системы в другой. При их использовании происходит усложнение структуры и появляются фигуры, которые можно рассматривать в качестве объектов: глайдеры начинают летать, ружья стрелять, пульсары пульсировать, паровозы оставляют следы и т.д. На этом пути представители искусственной жизни предсказывают, что при использовании более сложного набора правил следует ожидать самопроизвольное возникновение жизни и далее посредством эволюции возникновение интеллектуальных агентов. Обратите внимание, что такой подход соответствует точке зрения физиков на эволюцию и развитие человека.

Теперь перейдем к построениям Беркли, у которого пространство и время не являются фундаментальными величинами. Согласно Беркли пространство и время, наблюдаемые человеком, являются такими же идеями (восприятиями) как например сидящая перед человеком кошка. Следует отметить, что на этом пути Беркли релятивизирует пространство и вполне возможно, что он первым заявил о бесполезности абсолютного пространство у Ньютона. Маха таким образом следует рассматривать как ученика Беркли.

Подход Беркли к пространству и времени полностью согласуется с метафорой Матрицы, где пространство и время являются интерпретацией вычислений. Приведу такой пример. Я помогаю Дику с технической стороны в проведении семинара Embryo Physics Course, который проходит во Второй Жизни (системы виртуальной реальности Second Life). Полянка, где собираются участники семинара со всего мира, разделена заборчиком. Часть полянки с одной стороны забора обрабатывается одним сервером, с другой другим. Говоря технически, часть пространства помещается в одном компьютере, часть в другом, и никого такое положение дел не смущает. В этом отношении можно только подивиться прозорливости Беркли.

Другое совпадение заключается в том, что материя как таковая в матрице не существует. Собственно говоря, борьба с материализмом была основной целью построений Беркли и он наверняка бы обрадовался научным сообщениям о том, что вот можно прекрасно жить в компьютерной матрице. Хотя следует отметить, что Беркли не был сторонником математической Платонии и в своей книге он доказывает, что математические объекты не существуют сами по себе.

Радикальное отличие матрицы Беркли от матрицы игры Жизнь появляется при рассмотрении восприятия интеллектуальных агентов. В игре Жизнь восприятие должно появиться эволюционным путем на основе тех же самых исходных правил. На этом пути следует ожидать передачу информации посредством органов чувств от окружения к мозгу интеллектуального агента и последующую обработку этой информации в мозге. Следует обратить внимание, что в данном случае все шаги моделируются посредством исходных правил игры, которые, вообще говоря, не различают между окружением, органами чувств и мозгом. На программном уровне есть состояние всей системы, которое по заданным правилам переходит в другое состояние.

Матрица Беркли изначально делится на бога, интеллектуальных агентов и идей агентов. Беркли подчеркивает, что духи (интеллектуальный агенты) принципиально отличаются от идей и не сводятся к идеям. Важно отметить, что для Беркли личность ни в коей мере не является иллюзией. Те, кто отнес Беркли к солипсистам, сделали это исходя из идеологических соображений или просто по не знанию. В компьютерной аналогии интеллектуальных агентов можно представить себе объектами, которые используют идеи-методы для взаимодействия со внешним миров (богом). Пространство и время входят в набор таких методов.

Среди идей (методов) агента есть такие, какие не зависят от воли агента (внешние идеи). Агент получает внешний мир как данное, которое существует независимо от агента. Трансферинг реальности в матрице Беркли запрещен по определению. С другой стороны, агент обладает волей и внутренними идеями (например желаниями) и он может вызвать посредством определенных методов изменения в окружающей среде при условии, что законы природы при этом выполняются. Агенты взаимодействуют друг с другом и с богом только посредством идей (методов). Часть получаемых внешних идей изменяется посредством других агентов, часть богом.

Бог в матрице Беркли выступает в роли центрального диспетчера, который обновляет внешние идеи агентов. Работа бога в работе Беркли не уточняется, но говорится, что законы природы являются законами бога. Вполне возможно, что бог периодически может делать чудеса, но это случается крайне редко. Отработку законов природы в матрице Беркли можно в принципе представить себе в виде внутренней игры Жизнь. Разница с исходной игрой Жизнь будет заключаться в том, что природу следует моделировать только в окружении агентов для генерации внешних идей. Там где агентов нет, вычисления вполне могут производиться по упрощенной схеме (в духе случайного генератора). Точно также необходимо моделировать только те эффекты, которые наблюдает агент. Например, если у агента нет в руках микроскопа или телескопа, то моделировать например бактерии или удаленные галактики вовсе нет необходимости.  Если бактерий никто не наблюдает, то они существуют только в рамках случайного генератора, который вносит разнообразие во внешние идеи интеллектуальных агентов.

В целом, реализация матрицы в духе епископа Беркли должна быть более эффективна и требовать меньших вычислительных ресурсов. Для перехода из одного состояния в другое не надо обновлять состояние всей вселенной, достаточно обновить внешние идеи заданного количества агентов. Такой подход также успешно решает проблему представлений. Теперь нет необходимости размышлять на тему, находится ли мир в мозге или мозг в мире. Интеллектуальный агент в матрице Беркли получает свои внешние идеи непосредственно.

P.S. Беркли был уверен, что он своим трудом окончательно сокрушил материализм и доказал существование бога. Однако Беркли не подумал, что борьбу с абстрактными идеями таким же образом можно использовать для борьбы с богом. Это уже сделает Юм. В настоящей момент мы находимся в матрице, где о роли внешнего диспетчера остается только догадываться.

Обсуждение

https://discourse-ru.livejournal.com/17778.html

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/98244.html


Опубликовано

в

©