В конце заметки краткое описание других заметок, связанных с Беркли.
Павел Петрович Блонский (1884-1941) выпустил книгу «Проблема реальности у Беркли» в 1907 году. В книге философия Джорджа Беркли характеризуется как объективный идеализм, имматериализм или гносеологический идеализм. Книга начинается с обзора взглядов на устройство мира, которые сформировались в 17-ом веке (Бэкон, Гоббс, Декарт, Локк). Далее достаточно подробно рассматривается философия Беркли, после чего Блонский прослеживает влияние Беркли на последующее развитие философии. В книге сопоставлены взгляды Беркли и Юма, а также Беркли и Канта. Большое внимание уделено влиянию Беркли на философию девятнадцатого века.
Мне книга понравилась. Она позволила получить более полное представление о философии епископа Беркли, о том, что он хотел добиться, и каким образом его идеи были восприняты в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Можно сказать, что Беркли опередил свое время. При жизни он встретил только насмешки современников, но с течением времени идеи Беркли привлекли к себе внимание многих философов. Ниже я опишу, в чем заключалось основное отличие идей Беркли от представлений, сложившихся в ходе научной революции семнадцатого века.
История философии семнадцатого века в книге Блонского перекликается с таковой в книге Эдвина Бёртта ‘Метафизика основ современной физики‘ и поэтому я повторю рисунок, использованный мной для иллюстрации идей книги Бёртта. Следует отметить, что рисунок соответствует современной научной картине мира.
Мы видим бесцветный физический мир (черно-белое изображение), в котором протекают физические взаимодействия между первичными свойствами, и мир, воспринимаемый человеком (цветное изображение). В последнем случае появились вторичные свойства (цвет, вкус, запах и т. д.), которые полностью отсутствовали в физическом мире.
Цветная часть рисунка описывается в терминах ощущений, восприятий и идей. Предполагается, что цветная часть является репрезентацией черно-белой части, но человек имеет доступ только к тому, что находится в цветной части рисунка — непосредственный доступ к показанному в черно-белой части для человека невозможен. Таким образом, доступ человека к физической реальности посредством органов чувств является принципиально опосредованным (косвенный реализм, наука доказала несостоятельность наивного реализма).
Картина мира, изображенная на рисунке, одновременно ведет к скептицизму и атеизму. С одной стороны, утверждение о невозможности непосредственного доступа человека к физической реальности ведет к сомнениям в ее существовании (см. например скептический аргумента Декарта, который он смог разрешить только путем доказательства существования Бога, который не является обманщиком). С другой стороны, закрепление реальности исключительно за физическом миром приводит к выводу о том, что физические процессы определяют абсолютно все, включая все процессы в цветной части рисунка. Во времена Беркли атеизм находился в зачаточной стадии развития, но Беркли верно почувствовал скрытый потенциал во взглядах научных революционеров семнадцатого века (перефразируя Маркса: добропорядочные христиане семнадцатого века сами готовили себе могильщика).
Таким образом, Беркли хотел одновременно победить скептицизм и атеизм — Беркли не делал из этого секрета и прямо говорил о своих намерениях. Его идея на этом пути заключалась в удалении черно-белой части рисунка из картины мира, при этом Беркли опирался на эмпиризм и номинализм. Опыт человека ограничен цветной частью рисунка, а черно-белая часть рисунка возникает исключительно в результате склонности человека к абстрактным идеям. Опора исключительно на опыт и исключение абстрактных идей приводит к тому, то необходимость введения в рассмотрение черно-белой части рисунка уже не возникает.
В рассуждениям ученых часто упоминается бритва Оккама. Можно вполне сказать, что Беркли отрезал бритвой Оккама черно-белую часть рисунка. Беркли отказался от идеи того, что сознание является репрезентацией реальности, вместо этого у него реальность презентируется в сознании. В определенном смысле у Беркли человек получает непосредственный доступ к реальности, хотя наивный реализм по-прежнему отвергается.
В целом картина мира Беркли выглядит существенно проще, чем у его предшественников, а его опора на эмпиризм не может не привлекать. Вполне возможно, что именно этим объясняется интерес к Беркли в философии девятнадцатого века, поскольку многие философы хотели ограничить рассуждения рамками опыта. Развитие науки в двадцатом веке вернуло нас обратно к представленному рисунку и вполне можно сказать, что воз и ныне там. Посмотрим, что произойдет дальше. Усиленные попытки науки разгадать тайну сознания вполне могут привести к непредвиденным результатам.
Информация
П. П. Блонский, Проблема реальности у Беркли. Киев: Император. ун-т Св.Владимира. 1907.
Второе издание в 2009 году в серии Из наследия мировой философской мысли: теория познания.
Рисунок взят из книги David Gamez, Human and Machine Consciousness. Отмечу, что книга содержит прекрасные иллюстрации.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/216909.html
________
Сознание и теория виртуального мира
Взгляды Беркли из заметки выше использованы в контексте обсуждения косвенного реализма.
________
Отход от реализма: Философские теории зрения от Декарта до Беркли
В диссертации излагается несколько другой взгляд на теорию зрения у Беркли, в котором подчеркивается роль суждений в восприятии пространства у Беркли.
________
В курсе лекций, посвященный «научным войнам», Стивен Голдман рассматривает также 18-ый век. Беркли: если вторичные качества не существуют, то первичные качества тем более не существуют.
________
Епископ Беркли и молодой Витгенштейн о языке
Цитаты из работы Беркли ‘Трактат о принципах человеческого знания‘. Вначале о языке — сравнение взглядов Беркли с молодым Витгенштейном, затем существовать = быть воспринятым не противоречит Библии.
________
Почему епископа Беркли считают солипсистом?
Лимерик Рональда Нокса и обсуждения на тему, почему Беркли считают субъективным идеалистом. Также цитаты из статьи ‘К вопросу о понятии субъективный идеализм: философия Джорджа Беркли‘, в которой отвергаются обвинения в субъективном идеализме.
________
Взгляд на ‘Трактат о принципах человеческого знания‘ глазами из Матрицы. Сравнение идей Беркли с цифровой физикой (игра Жизнь). Существенное отличие роли агентов в Матрице по Беркли от идей цифровой физики.
________
10.12.2024 Дегтярная настойка и философия
Бертран Рассел в ‘Истории западной философии‘ написал, по всей видимости, с иронией:
‘В последующие годы своей жизни он [Беркли] отказался от философии из-за увлечения дегтярной настойкой, которой приписывал чудесные медицинские свойства.’
Поиск нашел описание этой истории в ‘«Оргия праведников». Алексей Зимин — об истории британской мысли. Глава XI‘:
‘В последнем сочинении Беркли «Сейрис» действительно присутствует та самая дегтярная настойка и настоятельные рекомендации по ее употреблению.
Беркли написал «Сейрис» во время четырехлетней эпидемии чумы на Британских островах: строгий карантин, масса свободного времени, попытки защититься от болезни какими-то подручными средствами. К тому же, дегтярная настойка, видимо, ему действительно помогала. «Что касается меня, то сидячий образ жизни уже давно и надолго обрек меня на плохое состояние здоровья, сопровождавшееся разными недомоганиями, и особенно нервными коликами, превратившими мою жизнь в тяжкое бремя; положение усугублялось тем, что мои страдания обострялись, когда я работал. Но с тех пор как я стал пользоваться дегтярной настойкой, я чувствую хотя и не полное исцеление от моей старой болезни, но тем не менее постепенное возвращение здоровья и спокойного сна, и считаю это лекарство самой большой из всех мирских благодатей и глубоко убежден, что обязан жизнью, кроме, разумеется, Провидения, этому лекарству».’
В Новой философской энциклопедии в статье ‘Беркли’ об этом произведении написано следующее:
‘В трактате «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» Беркли в качестве высшей цели философского познания выдвигает интеллектуальное созерцание Бога, толкуемого им как платоновская высшая идея, или Дух.’