Сёрен Бриер: Киберсемиотика

Сёрен Бриер в книге Киберсемиотика: Почему информации не достаточно предлагает картину мира на основе философии Чарльза Пирса. В первой половине книге разбираются подходы, основанные на этологии, информации и кибернетике, автопоэзисе, кибернетике второго порядка и теории социальных систем Лумана. Бриер анализирует рассматриваемые подходы, отмечает положительные стороны и то, что с его точки зрения остается за рамками того или иного подхода. Бриер считает, что в рамках метафизики Пирса можно интегрировать рассмотренные теории в цельную картину мира и он обсуждает как такое объединение может выглядеть.

Книга начинается с обзора возможных картин мира и с позиционирования предлагаемой метафизики Пирса. Бриер отмечает, что обычно рассматриваемый треугольник природа — человек — культура следует расширить в четырехугольник путем включения биологии, поскольку человек представляет из себя биологический организм.

Далее Бриер рассматривает этологию (Конрад Лоренц и Николас Тинберген). Описываются эксперименты датского этолога (Iven Reventlow) по изучению поведения колюшек. В последующих главах Бриер достаточно часто возвращается к этологии и у него есть интересное описание отношения Лоренца к трудам Якоба фон Икскюля. Глава про этологию заканчивает констатацией факта, что мотивацию организма нельзя описать в рамках механистических представлений и следующий шаг связан с введением в рассмотрение информации и алгоритмов.

Следующая глава посвяшена кибернетике. Бриер рассматривает взгляды Грегори Бейтсона, который известен фразой о том, что информация — это «a difference that makes a difference» ( отличие, которое многое меняет). Рассматривается вопрос о наблюдателе и на этом пути взгляды Бейтсона сопоставляются со взглядами кибернетики второго порядка (автопоэзис Умберто Матурана и Франсиско Варела).

Кибернетика второго порядка более подробно рассматривается в следующей главе: Хейнц фон Фёрстер и Никлас Луман. Фон Фёрстер рассматривает все с точки зрения наблюдателя и его позиция близка к солипсизму (радикальный конструктивизм). Рассматриваются пути решения фон Фёрстером проблемы солипсизма. Одно из них связано с принятием отвественности за принимаемые решения: «если я единственный, кто принимает решение о том, как поступать, то я несу отвественность за свои действия.» Я бы сказал, что такое рассуждение неплохо выглядит в случае человека, но вряд ли такой путь подходит для описания любого биологического организма. Луман распространяет идеи автопоэзиса на рассмотрение коммуникации в социальных системах. Бриер отмечает разные уровни автопоэзиса в работах фон Фёрстера и Лумана и необходимость сочетания их между собой.

Бриер представляет картину мира в виде семиотической звезды с четырьмя исходящими лучами: физика, биология, сознание и культура. Если в основание картины мира положить один из лучей, то мы приходим к разным формам редукционизма: физикализм, биологизм, радикальный конструктивизм и социальный конструктивизм соответственно.

Бриер считает, что космология Пирса позволяет создать нередукционистскую и целостную картину мира, которая органично включает в себя все четыре луча. Большую роль в рассмотрении Бриера играет биосемиотика — распространение идей Пирса на биологию.

Должен признаться, что я не смог полностью воспринять предлагаемую картину мира; для человека, воспитанного в условиях климата средней полосы, космология Пирса дается крайне трудно. Я только отмечу, что Бриер постоянно сравнивает идеи разных авторов, что позволяет представить себе спектр предлагаемых решений и что делает проводимое обсуждение достаточно содержательным.

Информация

Søren Brier, Cybersemiotics: Why Information is Not Enough. 2008.

О киберсемиотике на сайте Сёрена Бриера

http://cybersemiotics.com/content/what-cybersemiotics

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/189658.html


Comments are closed.