Чарльз Сандерс Пирс

• Из жизни Пирса
  • Научные заслуги Чарльза Пирса

Философия

Чарльз Пирс: Четыре неспособности

Цитаты Пирса, направленные против теории виртуального мира Декарта. После этого четыре раздела, связанные с философией Пирса: Пирс о науке за пределами Я. Природные утверждения. Номинализм и психологизм. Пример знака-суждения.

Классификация наук по Пирсу

Наука — это жизнь, посвященная поиску истины в соответствии с лучшими известными методами группой людей, которые понимают идеи друг друга. Краткая информация о классификации наук.

Пригожин и Стенгерс: Порядок из хаоса

См. раздел ‘Пригожин о Пирсе‘. Илья Пригожин в 1988 году написал предисловие к изданию работ Пирса на немецком языке. Пригожин особо отмечает принцип Пирса, что в основе мира лежит вероятность (тихизм), и то, что Пирс правильно отмечал как отрицательную, так и положительную роль необратимости.

Пирс, Кант и эволюция

Выразительная цитата, в которой Пирс обвиняет Канта в незнании логики. Что, в свою очередь, показывает про оценку Пирса себя любимого. Также обсуждение эволюции по Пирсу.

Фальсифицируемость существования законов природы

См. раздел ‘Убеждение и знание‘ — обсуждение разницы между ними по Пирсу.

Логика

________________

Льюис Кэрролл: Что Черепаха сказала Ахиллу?

В заметке приведено решение Пирса для избежания бесконечного регресса:

‘Руководящим принципом логического руководящего принципа рассуждения является сам этот принцип, который представляет собой, согласно Пирсу, привычку разума.

Таким образом, следуя Пирсу, можно сказать, что кэрролловской Черепахе не хватает не дополнительной посылки, а рациональной веры — осознанной привычки разума, определяющей действия.’

Биология и эволюция

Биосемиотика

Обзор о биосемиотике — отталкивается от семиотики Пирса. Отношение биосемиотиков к метафизике Пирса. Разброс точек зрения биосемиотиков.

Сёрен Бриер: Киберсемиотика

Автор книги ‘Киберсемиотика: Почему информации не достаточно‘ использует метафизику Пирса для объединения этологии, биосемиотики и кибернетики, включая кибернетику второго порядка.

Ю. В. Чайковский: Эволюция как идея

Поиск идеалистического подхода к эволюции расширен мною при использовании идей Пирса — ‘Эволюционная любовь‘ (описание из Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия):

‘Для описания принципов эволюции универсума Пирс создает три доктрины: тихизм (от древнегреческого слова — случай, фортуна), синехизм ( — непрерывный, постоянный) и агапизм ( — любовь). Тихизм утверждает, что Вселенная обладает свободой выбора законов, фатальная необходимость в природе отсутствует, случай определяет разнородность и разнокачественность вещей, саморазвитие приводит к устойчивости. Синехизм означает, что развитие непрерывно разворачивается от хаоса к космосу, от несуществующего к существующему, универсум структурируется, предметы обнаруживают тенденцию к повторению, все стремится обрести привычное устройство. В соответствии же с агапизмом, универсальной движущей и направляющей силой эволюции выступает любовь, из-за чего все объекты стремятся друг к другу и совершенствуются.’

Законы как привычки

Неумолимые законы физики

Обзор заметок о законах физики. В разделе ‘Физики о коэволюции законов физики и вселенной‘ позиция Пирса взята как точка отсчета — он считал законы привычками: законы не даны вселенной, они образовались в ходе развития вселенной. Правда, в основе мироздания у Пирса находился разум:

‘Материя — это просто омертвевший разум по мере развития привычек до такой степени, что их уже нельзя изменить.’

10.08.2024 Пирс: Законы как привычки

Физик в тисках метафизики

Ли Смолин в книге ‘Возвращение времени: от кризиса физики к будущему вселенной’ заимствует у Пирса концепцию закона как привычки (принцип прецедента в становлении закона физики согласно Смолину).

Самообучающаяся вселенная

В статье предполагается, что вселенная самообучается законам физики. В ней была ссылка на Пирса — законы как привычки. Но замечание о том, что Пирс первым применил естественный отбор к космологии было неправильным. Космология Пирса была эволюционной, но в центре эволюции был не естественный отбор, а любовь.

Джон Уилер: Информация, физика, квант — поиск связей

Уилер ссылается на Пирса (законы возникают по ходу развития), при этом Уилер даже занимает более радикальную позицию, поскольку у Пирса время было фундаментально, Уилер же считает, что на фундаментальном уровне время не существует.

Вайнберг: Объясняя мир. Истоки современной науки

После заметки идет обсуждение статьи Вайнберга ‘Революция, которой не было‘. В ней Вайнберг считает, что при рассмотрении вопроса, что такое реальность, вполне возможно использовать взгляды Пирса. Я же привел по этому поводу цитату про материю по Пирсу.

Разное

Понимание и объяснение

См. раздел ‘Слепое пятно на умственной сетчатке‘. Жалоба Пирса:

‘…для меня совершенно непостижимо, почему мои три категории [первичность, вторичность и третичность] стали для меня такими явственными (luminous) без того, чтобы мне была дана власть сделать их понятными для тех, кто только и в состоянии увидеть их значение, — то есть для моих коллег-прагматистов. Мне кажется, что у всех вас должно быть странное слепое пятно на умственной сетчатке, чтобы не видеть того, что видят другие и что прагматизм должен был бы сделать гораздо более ясным;’

Из жизни Пирса

Чарльз Сандерс Пирс, или Оса в бутылке

О книге Кирющенко. Метафора ‘Оса в бутылке’ взята из цитаты Пирса. Хорошее представление о Пирсе и об интеллектуальной истории Америки второй половины 19-ого века. Приведена выразительная цитата Роберта Музиля по книге Кирющенко ‘Знание — это страсть’.

Бенджамин Пирс: Открытие Нептуна — это счастливая случайность

Спор между Леверье и Адамсом о приоритете открытия Нептана глазами отца Пирса, который по совместительству был известным американским математиком. Оказалось, что эксцентриситет и орбита Нептуна существенно отличаются от предсказаний Леверье и Адамса, что дало повод Бенджамину Пирсу заявить о случайном характере открытия Нептуна.

12.08.2018 Научные заслуги Чарльза Пирса

Чарльз Сандерс Пирс в настоящее время воспринимается как известный американский философ. Однако Пирс также был известным ученым. Именно это обстоятельство, одновременное знание как философии, так и науки, меня в особенности привлекает. Ниже я собрал несколько статей, которые рассказывают о научной деятельности Пирса. Не хватает статей про работу Пирса в астрономической обсерватории и как математика.

Robert P. Crease, Charles Sanders Peirce and the first absolute measurement standard. Physics Today 62, no. 12 (2009): 39.

В статье обращается внимание, что разговоры ученых конца девятнадцатого века об измерении физических величин с точностью до шести значащих цифр стали возможными благодаря развитию метрологии и это, само по себе, следует рассматривать как большое научное достижение.

Пирс был одним из первых, кто предложил использовать в качестве стандарта метра длину волны электромагнитного излучения. В статье подробно разбирается эта история и влияние идей Пирса на Майкельсона и Морли.

В статье говорится, что Пирс один из первых зарегистрировал спектр аргона на Солнце.

См. также Victor F. Lenzen, The contributions of Charles S. Peirce to metrology. Proceedings of the American Philosophical Society 109, no. 1 (1965): 29-46.

В статье более подробно (но более занудно) разбираются достижения Пирса в метрологии.

Victor F. Lenzen, Charles S. Peirce as mathematical geodesist. Transactions of the Charles S. Peirce Society 8, no. 2 (1972): 90-105.

В статье рассмотрены статьи и отчеты Пирса по определению степени приплюснутости Земли. Это статья связана со следующей статьей.

Victor F.  Lenzen, Charles S. Peirce as Mathematical Physicist. Transactions of the Charles S. Peirce Society 11, no. 3 (1975): 159-166.

В статье описаны работы и отчеты Пирса, связанные с измерением ускорения свободного падения, которое меняется в зависимости от многих факторов, одним из которых является сжатие Земли. Пирс улучшил теорию маятников, которые использовались для измерений. В работе подчеркивается, что Пирс был признанным авторитетом в этой области.

В статье также представлена работа Пирса по использования спектрометра для введения стандарта длины. Приведены цитаты других ученых (Роуланд, Майкельсон и Морли), которые отмечают роль Пирса в этой связи.

Один из маятников, использованных Пирсом в своей работе

Ralph G.Beil, and Kenneth L. Ketner. Peirce, Clifford, and quantum theory. International Journal of Theoretical Physics 42, no. 9 (2003): 1957-1972.

Рассматриваются статьи Пирса связанных с C(3, 0) алгеброй Уильяма Клиффорда (друга Пирса). Показывается, что разработанная математика описывает матрицы Паули и таким образом лежит в основе квантовой механики.

В статье есть ссылки на статьи, где ссылаются на идеи Пирса при разработке каузальных сетей (одного из направлений в квантовой гравитации).

См. также. Beil, R. G. (2004). Peirce, Clifford, and Dirac. International Journal of Theoretical Physics, 43(5), 1301-1315.

Thomas C. Cadwallader, Peirce as an Experimental Psychologist, Transactions of the Charles S. Peirce Society, Vol. 11, No. 3, 1975, pp. 167-186

В статье рассмотрены работы Пирса в психологии. Пирс писал, что его интерес к философии был во многом обусловлен интересом к космологии и психологии.

Говорится, что Пирс был первым в США, кто оценил работы Вильгельма Вунда, и одним из первых, кто проводил экспериментальные психологические исследования.

Статьи, которые нашел riftsh

Aud Sissel Hoel. Measuring the Heavens: Charles S. Peirce and Astronomical Photography. History of Photography 40, no. 1 (2016): 49-66.

A. W. Burks, (1978). Book review: Charles S. Peirce, The new elements of mathematics. Bulletin of the American Mathematical Society, 84(5), 913-918.

L. H. Kauffman, (2001). The mathematics of Charles Sanders Peirce. Cybernetics & Human Knowing, 8(1-2), 79-110.

P. Diaconis, & R. Graham, (2017). The Magic of Charles Sanders Peirce. Preprint.

, ,