Смесь наивного реализма и теории виртуального мира

В книге нейрофизиолога Мигеля Николелиса с громким названием «Истинный создатель всего: Как человеческий мозг сформировал вселенную, в том виде, в котором мы ее знаем» предлагается мозгоцентричная эволюционная эпопея человечества — каким образом свойства мозга привели к современному состоянию человеческого общества.

В книге Николелиса можно увидеть типичное для нейрофизиологов смешение наивного реализма с теорией виртуального мира, то есть, в одном месте Николелис описывает мир с точки зрения наивного реализма, в другом с точки зрения теории виртуального мира. Самое интересное, что сами нейрофизиологи похоже не замечают, что они постоянно переходят от наивного реализма к теории виртуального мира — туда и обратно —  в зависимости от того, что они хотят сказать.

Отмечу, что Николелис отождествляет сознание с состоянием мозга (слово сознание встречается в книге всего лишь несколько раз). Отличие от других нейрофизиологов заключается в теории Николелиса — он считает, что сознание связано не с состоянием нейронов как таковых, а с электрическим полем мозга, которое синхронизирует возбуждения нейронов. Для описания коллектива людей Николелис использует термин мозгосеть (brainet). В мозгоцентричной эволюционной эпопее именно синхронизированные мозгосети творят историю — то убивают и уничтожают все живое, то созидают и заботятся друг о друге.

В единственном месте Николелис не стал использовать термин мозг и мозгосети — когда он задумался, может ли разум понять самого себя. Я бы сказал, что это оговорка, поскольку в мозгоцентричной системе вопрос может стоять только таким образом: может ли мозг понять сам себя.

Рассмотрим рисунок 3.2 из главы 3 книги Николелиса (Информация и мозг), чтобы понять его отношение к наивному реализму и теории виртуального мира.

На рисунке информация из внешнего мира поступает через органы чувств в мозг. У мозга есть своя точка зрения и он обрабатывает поступающую информацию в рамках своих представлений о реальности. Построенная человеческая вселенная находится рядом с внешнием миром, но не совпадает с ней.

В книге Николелис непрерывно использует выражение ментальная абстракция. Поэтому вначале мне показалось, что его интерпретация рисунка выше сводится по сути дела к наивному реализму — человек ощущает внешний мир непосредственно, а под человеческой вселенной понимаются мыслительные ментальные абстракции, которые создает мозг о внешнем мире. Например, при рассмотрении пещерной живописи рисунок является выражением ментальной абстракции, но нет сомнений, что человек, рассматривающий эту живопись, находится в реальной пещере, мозг человека находится в голове человека, а рисунок находится вне мозга человека.

Тем не менее, из книги видно, что Николелис рассматривает рисунок выше также в рамках концепции теории виртуального мира. Например, при рассмотрении фантомной боли он говорит о том, что мозг содержит репрезентацию тела человека. Возникает вопрос, находится ли мозг в теле человека, или воспринимаемое тело человека находится в мозге, представленном на рисунке выше. Внимательное прочтение этого фрагмента (глава 5) не дает четкого ответа на этот вопрос, поскольку как и другие нейрофизиологи Николелис перескакивает из наивного реализма в теорию виртуального мира, а затем сразу же возвращается обратно в наивный реализм.

Далее пространство и время объявляются конструкциями мозга — см. рисунок. В главе 10 после приводенного диалога Эйнштейна и Рабиндраната Тагора об объективности внешнего мира Николелис занимает сторону Тагора — мир, в котором находится человечество, не следует отождествлять с фундаментальной реальностью. Это совпадает с тем, что Николелис говорит о пространстве и времени в главе 9:

‘теория относительности мозга (the relativistic brain theory) дает прямой ответ о мистерии происхождения пространства и времени: они являются созданием человеческих мозгов.’

‘При разговоре о внешнем мире нет физической манифестации пространства и времени. … Взамен пространство и время представляют построенные мозгом ментальные абстакции, которые позволяют нам придать смысл непрерывным изменениям физических состояний, которые происходят во внешнем мире.’

Поэтому выражение на рисунке «Космос как источник потенциальной информации» следует скорее понимать буквально. Информация там есть, но она никак не похожа на мир, который окружает нас, поскольку мир вокруг нас создан мозгом (отмечу, что Николелис в книге заигрывает с квантовой механикой — без измерения нет события). Только остается непонятно, находится ли мозг, который создал этот мир, в созданном им мире.

Интересно отметить, что Николелис связывает математику и логику с эволюцией — эволюция создала мозг, а мозг создал математику и логику. Поэтому Николелис считает, что если вдруг на Землю прилетит инопланетянин, то понять его не удастся. Концепции, сформированные в ходе становления мозга инопланетянина, будут настолько разительно отличаться от человеческих, что понимание будет невозможным (такое своеобразное разрешение парадокса Ферми).

Рассмотрим теперь следующую цитату (глава 10):

‘оно [научное описание мира] всегда будет ограничено нейробиологическими свойствами человеческого мозга, поскольку, в конце концов, единственная реальность, к которой у нас есть доступ, создана нашими мозгами. ‘

Вопрос. Про какие мозги в данном случае идет речь? Про те, который изучает нейрофизиолог, или про те, которые создают все восприятия нейрофизиолога? Как и другие нейрофизиологи, Николелис не хочет применить теорию виртуального мира к самому себе. Он, похоже, считает, что при изучени мозгов других людей он находится в рамках наивного реализма.

В целом, книга мне не понравилась, поскольку в ней оказалось мало нейрофизиологии как таковой. Большая часть книги посвящена поверхностному пересказу истории эволюции мозга и истории происхождения и развития человечества. Связь этого пересказа с теорией, продвигаемой Николелисом, об электрическом поле в мозге не показалась мне убедительной.

Информация

Miguel Nicolelis, The True Creator of Everything: How the Human Brain Shaped the Universe as We Know It, 2020.

О предыдущей книге и об электическом поле мозга:

https://nature-wonder.livejournal.com/228663.html

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/223244.html


Comments are closed.