Четыре философские позиции

Рассмотрение картины мира нередко приводит к одной из четырех философских позиций — физикализм, биологизм, теория виртуального мира и социальный конструктивизм — которые будут охарактеризованы ниже в несколько утрированном виде. Для обсуждения этого вопроса я привлеку четырехконечную звезду Сёрена Бриера, но придам ей свою интерпретацию.

http://blog.rudnyi.ru/ru/wp-content/uploads/2023/09/CybersemioticsStar.png

Представим себе, что в центре картинки расположен обыденный мир, в котором живут люди и в котором в том числе ученые занимаются наукой. Ученый просыпается, завтракает, едет на работу, проводит вместе с коллегами эксперименты и наблюдения, выдвигает теории и гипотезы, сравнивает предсказания теории с результатами эксперимента и т.д. В рамках обыденной жизни без особых проблем находится отличие между неживым, живым, человеком и обществом. Ниже эти четыре уровня организации будут именоваться как физическое, биологическое, личностное и общественное. Научное рассмотрение этих уровней организации приводит к появлению четырех лучей, которые на картинке исходят от обыденной жизни.

Физический уровень организации (материя и энергия) показан внизу слева; в физике он связывается с космологией Большого взрыва. Биологический уровень организации (жизнь и организмы) показан вверху слева, он связывается с биологической эволюции. Личностный уровень вверху справа связан с внутренним миром человека и сознанием. Однако в науке этот уровень связывается с нейрофизиологией (нейронные сети, синапсы, нейромедиаторы и все такое); ниже я буду использовать термин теория виртуального мира. Наконец, внизу справа показан общественный уровень, связанный со смыслом и значением; он связан с историей развития человеческой культуры.

В обыденной жизни мир вокруг нас выглядит единым, в нем четыре формы организации неплохо уживаются друг с другом. По всей видимости, это воспринимается как свидетельство в пользу единства науки; возникает желание объединить все четыре луча вместе в виде Универсальной истории, представляемой в виде одного непрерывного луча: большой взрыв — возникновение жизни — происхождение человека — развитие культуры и общества.

В зависимости от перспективы построения Универсальной истории можно выделить четыре крайние философские позиции, которые ниже будет рассмотрены последовательно:

  • Физикализм — физика является основой всего. Все остальные лучи сводятся к физическому.
  • Биологизм — когнитивные способности к познанию мира являются результатом биологической эволюции. В основу построения кладется эволюционный луч.
  • Теория виртуального мира — когнитивным агентом является мозг (нервная система), поэтому главным лучом на картинке становятся когнитивные процессы внутри отдельно взятой нервной системы.
  • Социальный конструктивизм — знание принадлежит сообществу людей, главный луч связан с историей развития человечества.

Физикализм и биологизм обычно трактуются в духе корреспондентной теории истины — результаты познания отражают объективную реальность. Две последние позиции с другой стороны связаны с идеями конструктивизма (конструкционизма) — результаты познания содержат элементы конструкций, связанных не с миром как таковым, а с особенностями познания когнитивного агента.

Физикализм

Эту позицию обычно занимают физики и философы, делающие ставку на физику. Предполагается, что физический уровень организации является фундаментальным, поэтому считается, что все остальные уровни организации тем или иным образом сводятся к физическому. Другими словами, физика объявляется фундаментальной наукой, а остальные науки — эффективными; они существуют в силу практической невозможности использования уравнений физики в соответствующей области.

Проблема с физикализмом связана с тем, что теории физики основаны на неумолимых законах физики, которые в свою очередь неразрывно связаны с математическим аппаратом. Это в свою очередь поднимает вопросы о теологической подноготной возникновения понятия ‘законы физики’, о ‘непостижимой эффективности математики в физике’ и, как следствие, о статусе математических объектов.

Биологизм

Эта позиция характерна для биологов и представителей натурализма, которых пугает математический платонизм, связанный в их представлении с теориями физики. Для избежания подобных неприятностей биологическая эволюция связывается с эволюционной эпистемологией. Предполагается, что в ходе биологической эволюции у организмов выработалась способность взаимодействия с окружением. Далее когнитивные способности улучшили выживаемость и демографию Гоминини и они достигли максимально развития у homo sapiens.

Отмечается, что определенные математические способности выработались в ходе эволюции у животных в результате естественного отбора. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди создали математику; она позволила открывать существующие закономерности и тем самым способствовала решению главной задаче эволюции — выжить и по возможности увеличить размер популяции.

В отношении физики можно увидеть определенную амбивалентность. С одной стороны, отрицается витализм — организмы подчиняются законам физики. С другой — отвергается абсолютность законов физики, им придается статус хорошо разработанных моделей в рамках эволюционной эпистемологии. В любом случае сведение биологии к физике отвергается, но при этом считается, что использование эволюционной парадигмы и теории естественного отбора поможет преобразовать социальные дисциплины — социальное и личностное можно свести к биологическому.

Теория виртуального мира

В физикализме и биологизме рассматриваются результаты познания в духе ‘наука установила’. В обоих позициях, конечно, появляется человек, но в основном подчеркивается субъективность и ограниченность знания человека. Человеку кажется, что Солнце вращается вокруг Земли, а на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. Человеку кажется, что красный шарик лежит перед ним на столе, но красное является всего лишь субъективным восприятием, а на самом деле цвет связан с определенными длинами волн объективно существующего электромагнитного излучения.

В когнитивных наук и нейрофизиологии позиция меняется, поскольку основное внимание уделяется скрытым когнитивным процессам, связанных с работой мозга и нервной системы. Важно отметить, что акцентируется отсутствие прямого доступа сознания к миру. Сигналы от органов чувств передаются в мозг, где создаются все восприятия и ощущения. Таким образом, сознание оказывается полностью отделено от мира бессознательными процессами в теле и мозге — в рассмотрение вводится внутренний виртуальный мир.

В настоящее время в когнитивизме и нейрофизиологии стали популярны идеи конструктивизма. Мозг не отражает действительность, а конструирует виртуальный мир, наиболее соответствующий особенностям организма, необходимым для выживания. Определенное соответствие признается, но предполагается, что оно соответствует метафоре компьютерного интерфейса. Перемещение файла посредством движения мышки решает необходимую задачу, но не следует думать, что выполняемые операции внутри компьютера хоть как-то похожи на воспринимаемое движение файла на экране компьютера.

В данном случае можно отметить амбивалентность по отношению к математике. С одной стороны, когнитивисты и нейрофизиологи хотят раскрыть эффективность математики посредством внутренних процессов в нервной системе и мозге, с другой, сложный математически аппарат используется для моделирования этих самых процессов. См. например, популярный в настоящее время принцип свободной энергии Карла Фристона.

Социальный конструктивизм (конструкционизм)

В данной позиции на первой место выводится человеческий язык, особенности которого в предыдущих позициях игнорируется. Там считалось, что язык связан с индивидуальным носителем языка; например, в нейрофизиологии предполагается, что язык является порождением мозга. В то же время во всех трех позициях результаты Универсальной истории представляются в виде нарратива, которому приписывается объективный статус, независимый от отдельного человека (мозга).

Последнее обстоятельство является точкой отсчета социального конструктивизма, когда подчеркивается, что язык не принадлежит отдельному человеку и что язык связан с социумом. Следующий шаг заключается в обсуждении независимого статуса нарратива. Размышления в этом отношении приводят к заключению о полной зависимости человека от окружающего его нарратива; вводится понятие дискурса, который ведется сам по себе. Мир как бы растворяется в нарративе и в конце концов миром становится дискурс.

Заключительный шаг связан с введением в рассмотрение понятия социального конструкта и с рассмотрением роли власти в создании социальных конструктов. Некоторые представители социального конструктивизма идут до конца, когда социальным конструктом объявляется вся Универсальная история, создание которой связывается с властными интересами текущей эпохи.

Заключение

Отмечу одно парадоксальное обстоятельство — все четыре нарратива создаются людьми, живущими в обыденной жизни, но во всех четырех позициях для обыденной жизни места не остается. В этом отношении хуже всего достается личностному уровню организации — «Я» оказывается по сути дела иллюзией во всех четырех нарративах. Стремление к объективности приводит к странным последствиям — человек, создающий нарратив, выносит себя за рамки нарратива и, таким образом, в создаваемом нарративе нет места обычным человеческим качествам.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/356544.html