- Часть 1: Большая картина Шона Кэрролла: Космос
- Часть 2: Шон Кэрролл о понимании
- Часть 3: Шон Кэрролл о теории квантового поля
- Часть 4: Шон Кэрролл о cложности и эволюции
- Часть 5: Шон Кэрролл о мышлении и сознании
- Часть 6: Уравнение, лежащее в основе тебя и меня
Книга Шона Кэрролла завершается приложением (The Equation Underlying You and Me), где описывается уравнение окружающего нас мира
Напомню, что Кэрролл подчеркивает, что это не окончательное уравнение вселенной, поскольку оно не учитывает высокочастотные взаимодействия квантового поля. Тем не менее, Кэрролл считает, что последующие уточнения в физике, связанные с рассмотрением большого взрыва и черных дыр, не повлияют на это уравнение. Поэтому данного уравнения вполне достаточно для описания процессов, протекающих на Земле, и с этой точки зрения можно сказать, что уравнение окончательно установлено. В таком виде уравнение готово для нанесения на футболку в виде уравнения мира вокруг нас.
Общий вопрос, который физики обычно не обсуждают, связан с тем, почему математическое уравнение управляет элементарными частицами и квантовым полем. Уравнение, в конечном итоге, создано человеком. Можно обсуждать существование элементарных частиц и квантового поля, но вряд ли можно говорить о существовании уравнения самого по себе. В чем же заключается связь между математическими символами и материей? Другими словами, почему физики предполагают изоморфичность между математическим решением уравнения и поведением материальных частиц?
Один из путей рассуждения включает в себя представление о существовании математических объектов в Платонии (мире идей), когда математики всего лишь открывают вечно существующие объекты. Далее предполагается, что мир сделан по законам математики и, таким образом, поведение материи автоматически получается изоморфно решению некоторых математических уравнений. Уравнение выше является всего лишь приближением к истинному уравнению, находящемуся в Платонии, но физики шаг за шагом находят все более точные приближения и поэтому физики последовательно приближаются к Истине с большой буквы.
Многих пугает введение в рассмотрение существования мира математических идей. Поэтому предлагается другой путь, когда предпочитают говорить о моделях, которые описывают реальность. Эффективность математики на этом пути объясняется естественным отбором: интеллектуальные способности человека были сформированы природой таким образом, чтобы успешно выжить, а математика просто входит в набор таких способностей. Поскольку человек успешно прошел все испытания, то не следует удивляться, что его интеллект, включая математические способности, способен к успешному описанию мира. Что в данной ситуации является истиной, правда, не так понятно. Например, к истине с маленькой буквы, наверное, можно отнести удивительную способность человека к выживанию и размножению.
Кэрролл четко не обозначил свою позицию по отношению к такому вопросу, но мне показалось, что идея Платонии его не вдохновляет. Тем не менее, Кэрролл четко говорит, что уравнение выполняется для всех объектов, включая живые организмы и человека. Мир для Кэрролла развивается в духе игры Жизнь, которая полностью подчиняется демону Лапласа. Естественно, что возможности человека ограничены и он не может использовать уравнения выше для предсказания своего будущего, но, если говорить про устройство мира с принципиальной точки зрения, то все предрешено. Квантовое поле не в силах нарушить уравнение, которое его описывает.
Возникаемость (emergence), предложенная Кэрроллом, сводится к компатибилизму. Свобода воли совместима с детерминистическим развитием вселенной. Свобода воли (в том числе Кэрролла) является полезным способом обсуждения поведения человека, но это обсуждение никак не может повлиять на поведение элементарных частиц и квантового поля. В то же время Кэрролл объявляет нахождения уравнения выше огромным интеллектуальным успехом человечества.
Для описания картины мира Кэрролла я бы предложил следующую аналогию. Представим себе игру Жизнь с такими правилами, чтобы при некоторой выбранной конфигурации игра развивается таким образом, что через некоторое время правила игры Жизнь просто появляются на экране дисплея. Таким образом детерминизм никак не мешает тому, что правила игры Жизнь открываются. Полезный способ обсуждения в данном случае сводится к тому, чтобы убедить себя, что, правила игры Жизнь были открыты передвигающимися глайдерами, которые начертили правила игры на дисплее.
Информация
Описание уравнения в блоге Кэрролла:
The World of Everyday Experience, In One Equation
Sean Carroll, The Big Picture: On the Origins of Life, Meaning, and the Universe Itself, 2016.
Перевод на русский: Шон Кэрролл, Вселенная. Происхождение жизни, смысл нашего существования и огромный космос, 2017.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/135944.html
по-английски
https://groups.google.com/d/topic/everything-list/EjV8Bsq9_wU/discussion
8.4.18 См. также Инопланетный язык
https://evan-gcrm.livejournal.com/1224341.html
08.01.2022 Жизнь в мире лапласовского детерминизма
Из обсуждения на Фейсбук с представителем компатибилизма.
Сознание является эпифеноменом, то есть, сознание зависит от изменений в мире, но оно не влияет на ход протекания вещей:
‘Эпифеномен в своём определении отсылает к причинности — односторонней. На то он и эпифеномен, что его причинные связи (с чем-то ещё, для чего он эпифеномен) однонаправленны.’
При этом:
‘Детерминизм не отрицает мышление, как и возможность соглашаться или опровергать.’
‘При том, само ощущение свободно принятого решения нам легко доступно и оно так же полностью детерминировано.’
Вопрос. Давайте попробуем так. Как вы считаете, если мы согласились, что мир детерминирован, то можно ли в таком мире что-то изменить?
‘мы в таком мире живём, и постоянно меняем что-то. Т.е. мы испытываем сознательно намерение к действию, затем действуем, и наступает в той или иной мере ожидаемый результат. Всё это детерминировано.’
‘Если вы о том, что эпифеномены, к коим относится сознание, ничего не меняют — вы правы, это следует из определения. Но эпифеномен «намерение» может иметь ближайшими причинами тоже, что и следующее за намерением действие субъекта, а эта связь уже внутри материи и причинение не прерывается никаким аппендиксом (тупиком), и затем приводит к результатам, которые в перспективе и ретроспективе субъекта ожидаемы. Да, тут есть момент иллюзорности (в смысле, ложности) приписывания причинения намерению. Но эта неизбежная на практике иллюзия, психологически полезная (на уровне практики, от неё можно отрешиться на уровне теории).’