Краткое описание книги Роберт Ланца, Боб Берман ‘За биоцентризмом: Переосмысление времени, пространства, сознания и иллюзии сметри‘, 2016.
В 2010 году вышла книга Роберт Ланца, Боб Берман ‘Биоцентризм: Почему жизнь и сознание являются ключами к пониманию истинной природы Вселенной‘. В 2015 году книга была переведена на русский язык под названием ‘Биоцентризм: Как жизнь создает Вселенную‘. Следует специально отметить, что авторы — это ученые (биолог и астроном), то есть образованные люди (см. про авторов и про книгу информацию на Элементы.Ру).
Я решил познакомиться с второй книгой Ланца и Бермана, поскольку мне показалось, что в основе биоцентризма лежит биология. Таким образом, я ожидал, что обсуждение будет протекать в рамках ‘биология против физики’. Однако это оказалось не так, биология в книге представлена достаточно скудно, а обсуждение крутится вокруг ‘сознание против физики’.
Книга начинается с рассмотрения физики в целом. Говорится, что физика доказала то, что время — это иллюзия и что абсолютного пространства не существует. Далее разбираются эксперименты на уровне квантовой механики: двухщелевой эксперимент, эксперименты с запутанными частицами и все такое. Интерпретация авторов заключается в том, что эти экспериментальные результаты однозначно показывают влияние сознание на исход эксперимента.
Параллельно рассказывается про мыслителей прошлого, которые также доказывали иллюзорность времени (Парменид и Зенон) и которые говорили про важность сознания в картине мира (видно, что авторам книги нравится буддизм). Тем не менее, авторы упирают на научность своего подхода: древние мыслители только догадывались о том, как устроен мир, теперь же можно все узнать из результатов экспериментов. Другими словами, Ланц и Берман уверены, что наука может ответить на все вечные вопросы и что они остаются в рамках чистой науки.
Одна глава посвящена случайности. Ланц и Берман доказывают, что нет никакой надежды на то, что огромное число обезьян случайным образом напечатают что-нибудь разумное. Вывод — на случайность нет никакой надежды.
Следующий шаг — переход к теории виртуального мира. Авторы книги начинают с обычных построений, что мир устроен не так, как он нам кажется. Мы видим, что Солнце вращается вокруг Земли, но, вот, наука доказала, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. Мы видим красный предмет и думаем, что красное существует где-то вне мозга. Однако наука показала, что вне мозга существует только электромагнитное излучение определенной частоты. Это излучение попадает на сетчатку, далее начинаются процессы в мозге, и только после этого появляется красный цвет. Поскольку красный свет связан с возбуждением нейронов в мозге, то отсюда мы практически сразу же приходим к теории виртуального мира: все, что мы видим, на самом деле сгенерировано мозгом.
Следует отметить, что теорию виртуального мира можно увидить у целого ряда ученых. Например Ричард Докинз изложил свою версию теории виртуального мира в книге ‘Расплетая радугу: наука, заблуждения и тяга к чудесам‘ (глава 11. Заново сплетая мир). Естественно, что у Докинза помимо виртуального мира в мозге существует реальный мир вне мозга, который в силу эволюции, естественного отбора и всего такого похож на виртуальный мир, генерируемый мозгом.
Ланц и Берман решительно отвергают идею о том, что внешний мир похож на видимый нами виртуальный мир. Они подключают к теории виртуального мира ранее рассмотренные утверждения об иллюзорности времени в физике, о влиянии сознания на результаты измерений в квантовой механике и, таким образом, они говорят, что современная наука доказала правильность взглядов Канта на то, что пространство и время являются свойствами разума. Другими словами, пространство и время существуют только в виртуальном мире. При этом авторы книги справедливо замечают, что видимый нами мозг также находится в виртуальном мире.
Две главы посвящены рассмотрению наличия сознания у роботов (искусственного интеллекта) и у растений. Отрицается возможност появления сознания у роботов и приводятся доводы (со ссылкой на биологов), что можно говорить о наличии сознания у растений. Я подумал, что на этом пути можно поставить вполне содержательный вопрос. Кто более сумасшедший: разработчики ИИ, которые говорят о сознании у своих созданий, или биологи, которые утверждают о наличии сознания у растений?
Последний шаг — рассмотрение иллюзии смерти, где радикальность теории виртуального мира Ланцы и Бермана представляется в наиболее полном виде. В следующей главе рассматриваются другие распространненые иллюзии, например о значимости своего собственного Я (нельзя забывать, что это всего лишь последняя буква алфавита).
Следует отметить, что книга написана в стиле ‘Мы знаем истину’. Авторы дают свою интерпретацию экспериментов и фактов, но при этом эта интерпретация выглядит однозначной. Ланца и Берман избегают рассуждений в духе ‘Может быть так, а может быть этак’. У них весь материал подается в духе однозначного подтверждания их взглядов.
Я как-то слышал термин радикальный конструктивизм. Не знаю, что это означает на самом деле, но, по-моему, так можно вполне охарактеризовать взгляды Ланца и Бермана.
В заключение скажу, что рейтинги обоих книг Ланца и Бермана на Amazon выглядят вполне достойно (хотя они пониже, чем таковые у бестеллеров Докинза). Народу, похоже, нравятся элементы мистицизма и эзотеризма с опорой на научные факты.
Информация
Robert Lanza, Bob Berman, Beyond Biocentrism: Rethinking Time, Space, Consciousness, and the Illusion Of Death, 2016.
Статья 2007 года, где Роберт Ланца в первый раз представил свою концепцию биоцентризма:
Robert Lanza, A New Theory of the Universe: Biocentrism builds on quantum physics by putting life into the equation, The American Scholar, 2007
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/158571.html
13.06.2017 Ланца и Берман: Иллюзия смерти
Несколько цитат из книги Роберт Ланца, Боб Берман, За биоцентризмом: Переосмысление времени, пространства, сознания и иллюзии сметри, 2016.
‘Во-первых, никогда не забывайте, что алгоритмы разума создают идею вашего мозга, в то время как определенная сенсорная архитектура создает видимость мозга, который вы вскрываете на медицинском факультете. Мы уже полностью увидели, что ни пространство, ни время не являются реальными в любом смысле, за исключением видимости или средства разума. Таким образом, у всего, что по-видимому занимает пространство (как мозг или тело) или длится во времени (снова мозг и тело), нет абсолютной реальности, но есть только кажущаяся реальность, создаваемая разумом.’
‘В биоцентризме ясно, что коррелятивные сферы реальности не имеют абсолютного пространственно-временного порядка, независимого от наблюдателя. Только наблюдатель создает пространство и время, поэтому с самого начала мы не можем претендовать на то, что есть абсолютное пространство-время, в котором тело умирает.’
‘Поскольку время и пространство являются средствами (концепциями) нашего разума, а не реальными объектами вроде огурцов, все наше знание реляционно и основано на эти пространственно-временных отношениях. Мы не можем ничего постичь вне этой пространственно-временной системы мышления. У предмыслительных структур природы (или разума), которые мы за неимением лучшего термина назовем информацией, нет простраственно-временного значения до того, как алгоритмы нашего разума создают порядок. Таким образом невозможно думать о них как «ушедшими», что требует временную концепцию до и после.
Короче, сама идея смерти, или становления ничем, лишена всякого значения.’
‘Поскольку время не существует, не существует «после смерти», за исключением смерти вашего физического тела в чьем-нибудь сейчас. Все существует только сейчас. И потому что нет абсолютной самосуществующей матрицы пространства-время для диссипации вашей энергии, то просто невозможно «уйти» куда-нибудь. Вы всегда будете живы.’
‘Короче, смерть в действительности не существует. Если мы хотим рассмотреть природу любого изменения, который происходит после растворения тела, то можно думать о нем, как о перезагрузке. Определенно позитивное переживание, которое освежает. При смерти мы окончательно достигаем воображаемую границу себя, лесистую границу, где, словами старой сказки, лисица и заяц говорят спокойной ночи друг другу.’