Ю. В. Чайковский: Эволюция как идея

Прочитал книгу Юрия Викторовича Чайковского ‘Эволюция как идея‘. Книга небольшая и достаточно легко читается. Краткость изложения достигнута ссылками на работы автора, где можно найти более подробное рассмотрение представленных идей.

В книге излагаются альтернативные подходы к биологической эволюции. Основная идея книги заключается в том, что для понимания эволюции требуется переход к идеалистической картине мира. Цельного решения Чайковский не предлагает, в книге скорее есть только намеки. Много интересных фигур из истории биологии, большое внимание уделено А. А. Любищеву и Любищевским чтениям. В книге можно найти много интересных цитат.

Ниже я привел ссылочки на рецензии ivanov-petrov на книги Чайковского, в них можно найти более детальное описание. Я только коротко скажу про Чарльза Сандерса Пирса и идеи биосемиотиков, которые не вошли в книгу Чайковского. Если искать путь идеалистического подхода к эволюции, то полезно знать про эти идеи.

Пирс разработал эволюционную космологию в рамках объективного идеализма. Я не знаю, понравятся ли Чайковскому взгляды Пирса, но вот каким образом эволюционные идеи Пирса представлены в Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия (подробности см. в статье Пирса ‘Эволюционная любовь‘):

‘Для описания принципов эволюции универсума Пирс создает три доктрины: тихизм (от древнегреческого слова — случай, фортуна), синехизм ( — непрерывный, постоянный) и агапизм ( — любовь). Тихизм утверждает, что Вселенная обладает свободой выбора законов, фатальная необходимость в природе отсутствует, случай определяет разнородность и разнокачественность вещей, саморазвитие приводит к устойчивости. Синехизм означает, что развитие непрерывно разворачивается от хаоса к космосу, от несуществующего к существующему, универсум структурируется, предметы обнаруживают тенденцию к повторению, все стремится обрести привычное устройство. В соответствии же с агапизмом, универсальной движущей и направляющей силой эволюции выступает любовь, из-за чего все объекты стремятся друг к другу и совершенствуются.’

Пожалуй, более важно то, что Пирс является отцом семиотики (теории знаков). В семиотике Пирса знак представляет собой неразрывную триаду из трех компонентов: знака, объекта, и интерпретатора, при этом последовательность распознавания знаков составляет семиозис. Идеи Пирса были распространены на биологическую эволюцию биосемиотиками. Следует отметить, что группа биосемиотиков немногочисленна и разнородна. Есть отдельные биосемиотики, которые хотят перевернуть Пирса с головы на ноги, но есть и такие, которые развивают биосемиотику в рамках объективного идеализма Пирса. Вполне возможно, что идеи последних могут помочь в создании идеалистической картины биологической эволюции.

Из недостатков книги Чайковского отмечу, что не все приведенные в тексте ссылки присутствуют в списке литературы. Правда, проблема сравнительно легко решается с использованием Google Scholar.

Информация

Ю. В. Чайковский. Эволюция как идея. 2017.

Рецензии ivanov-petrov на книги Чайковского:

Автопоэз. Опыт пособия тем, кто хочет понять эволюцию живого

Эволюция как идея

Заключительные мысли

Эволюция

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/184102.html


Опубликовано

в

,

©