Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894) — известный немецкий ученый, который занимался физикой (закон сохранения энергии, энергия Гельмгольца), физиологией и психологией. Помимо прочего широкое признание получили его работы по изучению зрения. В речи 1878 года, произнесенной в годовщину основания Берлинского университета, Гельмгольц суммирует свои взгляды на процессы зрительного восприятия и в особенности разбирает пространственное восприятие […]

Иоганн Христиан Лоссиус (Johann Christian Lossius, 1743 — 1813) — современник Иммануила Канта. Кант характеризовал взляды Лоссиуса как научпоп (Populärphilosophie) и Лоссиус отвечал Канту взаимностью. Ниже я переведу описание взлядов Лоссиуса, которые он выразил в книге Физические причины истины (Physische Ursachen des Wahren, 1775). Перевод из книги Естественное и нормативное: Теории пространственного восприятия от Канта […]

В настоящее время большинство отвергает дуализм Декарта, то есть обычно со следующими утверждения не соглашаются: Душа отличается от тела; когда тело умирает, душа продолжает существование. Сознание является свойством души; у материи не может быть сознания, вне зависимости от ее организации. Сознание присуще людям и оно отсутствует у животных. В то же время, многие соглашаются с […]

Поискал, кто и когда ввел в обиход «энтропию как мера беспорядка». Некоторая информация нашлась в статье «Энтропия как беспорядок: история недоразумения» . Это одна из статей, которые можно отнести к категории глас вопиющего в пустыне (борьба с концепцией энтропии как беспорядка). В статье говорится, что Герман фон Гельмгольц первым сравнил энтропию с беспорядком в 1882 […]

В книге Вальтера Отта «Декарт, Мальбранш и кризис перцепции» рассматриваются взгляды Декарта и Мальбранша на процесс восприятия. В книге также вскользь рассказывается о взглядах картезианцев Луи де Лафоржа, Роберта Дегабе, Пьера Режи, Антуана Арно. Научная революция семнадцатого века сопровождалась изгнанием вторичных качеств (цвет, вкус, запах и т.д) из физического мира.  Это означало полную перестройку картины […]

При обсуждении разницы между человеком и животным Декарт представил себе ситуацию, когда всемогущий Бог создал бы человека без души. Ниже цитата, следующая после описания Декартом человеческого тела, функционирующего как автомат: ‘Это не покажется странным тем, кто знает, сколько разных автоматов и самодвижущихся инструментов может произвести человеческое искусство, пользуясь совсем немногими деталями сравнительно с великим множеством […]

Эссе Рудольфа Арнхэйма «Энтропия и искусство» выгодно отличается своей разумностью от других популярных обсуждений энтропии как беспорядка. Я бы сказал, что термодинамическая энтропия не имеет отношения к беспорядку и хаосу, но джина, выпущенного из бутылки, обратно не загнать. Поэтому для желающих таки обсуждать энтропию в таком ключе, рекомендую эссе Арнхэйма. Это, пожалуй, наименьшее зло, которое […]

По совету mashilial прочитал книгу Липунова «От Большого Взрыва до Великого Молчания» . Книга действительно хорошо написана. Первые три части популярно рассказывают о современных взглядах на устройство Вселенной. Отличие от других научно-популярных книг по физике заключается в том, что Липунов хочет передать основные идеи в рамках простеньких уравнений и поэтому в книге немало формул. Также […]