Наука в 20-ом веке: Введение

Мне понравились лекции Стивена Голдмана о научных войнах и я решил послушать еще один курс лекций: Наука в 20-ом веке: Социально-интеллектуальный обзор (Steven L. Goldman, Science in the 20th Century: A Social-Intellectual Survey). Ниже краткий конспект первой лекции.

Рассматривается эволюция всех наук, как естественных, так и гуманитарных. Эволюция понимается как появление нового посредством разрыва в непрерывном развитии. Рассматривается как развитие интеллектуальных идей, так и отношение между наукой и обществом.

Рассмотрение эволюции науки в двадцатом веке разбито на шесть тем:

  • Материя и энергия;
  • Математика;
  • Вселенная;
  • Земля;
  • Жизнь;
  • Гуманитарные науки.

Разбиение на темы можно назвать своеобразной классификацией наук. Должен сказать, что мне такое разделение понравилость.

Основные идеи 19-ого века, которые лежат в основании эволюции науки 20-ого века:

  • Наличие фундаментальных строительных блоков в природе. Природа сделана из блоков Lego. Атомы, гены, клетки.
  • Энергия как часть реальности (термодинамика).
  • Поля энергии и сил. Поле как нематериальный феномен, подчиняющийся законам природы и способный воздействовать на материальные объекты.
  • В химии показано, что структура влияет на свойства. Состава недостаточно для объяснения свойств.
  • Неевклидовы геометрии. Возможны дедуктивные системы, несовместимые между собой.
  • Математическая логика. Важность отношений. Ранее предполагалось, что объекты с предикатами составляют первичную реальность, а отношения вторичны. При развитии математической логики было показано, что отношения так же важны, как сами объекты.
  • Корпускулярная теория света Ньютона заменена на волновую теорию света. Свет — это электромагнитные волны, описываемые уравнениями Максвелла.
  • Математическая статистика. Намеки на то, что неопределенность принадлежит природе.
  • Эволюция природы.

Научные инструменты 19-ого века, сыгравшие наиболее важную роль в эволюции науки 20-ого века:

  • Микроскоп с корректировкой цвета (color-corrected microscope);
  • Спектрометр;
  • Интерферометр.

Социальные аспекты науки 19-ого века, важные для развития науки 20-ого века.

  • Технологическая инновация как основная причина социального развития.
  • Университет как центр научного исследования.
  • Научные лаборатории в компаниях.
  • Использование правительством научных результатов в военных, экономических и социальных целях.

Главные идеи, возникшие в 20-ом веке.

  • Реальность описывается отношениями.
  • Концепция системы и построения системы сверзу вниз.
  • Динамика. Движение и изменения представляют собой нормальное состояние (стационарное состояние — исключение).
  • Информация является частью реальности, такой же как энергия и материя.
  • Сложность может появиться путем самоорганизации.
  • Различия между субъективным и объективным, сознанием и миром размываются.
  • Научное исследование становится междисциплинарным и совместным.

См. также

Наука в 20-ом веке: Материя и энергия
Наука в 20-ом веке: Математика
Наука в 20-ом веке: Вселенная
Наука в 20-ом веке: Земля


Comments are closed.