Книга Сергея Цоколова ‘Дискурс радикального конструктивизма’ описывает идеи представителей радикального конструктивизма. Я благодарен YetAnother6 за ссылку.
Книга хорошо сделана. В каждой главе описываются взгляды определенного человека, а потом дается перевод важной работы. Это позволяет сравнительно быстро получить первое представление о выбранных Цоколовом представителях радикального конструктивизма (следует отметить, что в книге не представлен Никлас Луман). Книга сделана добротно и я рекомендую ее всем, кто хочет познакомиться с этим философским направлением.
Содержание книги (ссылочки на заметки, где содержатся понравившиеся мне цитаты):
- Глава 1. Коммуникационный конструктивизм Пола Ватцлавика
- Глава 2. Философия радикального конструктивизма Эрнста фон Глазерсфельда
- Глава 3. Эпистемология замкнутости Хайнца фен Фёрстера
- Глава 4. Аутопоэтические и когнитивные системы Умберто Матураны и Франциска Варелы
- Глава 5. Нейробиологический конструктивизм Герхарда Рота
Я бы сказал, что истоки радикального конструктивизма уходят к диалогу Платона Софист, где отражена «битва богов с земными гигантами». Вопрос состоит в том, есть ли разница между знанием, верой и мнением. Платон стоял на стороне богов: знание истинно, вечно и универсально. Ему противостояли софисты, которые говорили, что знание — это вера, которая просто не подвергается сомнению. Следует отметить, что роль софистов отражена в главе про Эрнста фон Глазерсфельда.
В настоящее время на стороне богов выступают сторонники редукционизма: есть универсальные законы природы. Мы еще знаем их не полностью, но они несомненно существуют и нет никаких причин, которые мешают человечеству в будущем познать Истину с большой буквы. Соответственно, радикальные конструктивисты выступают на стороне земных гигантов и говорят, что человек не открывает существующее положение дел, а активно его конструирует.
С моей точки зрения, слабым местом радикального эмпиризма является отсутствие обсуждения вопроса о том, что такое эмпиризм. В конечном итоге, все представленные авторы тем или иным образом апеллируют к науке (в особенности это относится к двух последним главам). На этом пути, по-моему, вопрос эмпирических знаний является особенно важным. В этом отношении мне особенно нравится конструктивный эмпиризм ван Фраассена (constructive empiricism), который в «битве богов с земными гигантами», можно сказать, занимает позицию золотой середины.
Информация
Сергей Цоколов, Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания, 2000.
О жизни Сергея Цоколова (1963 — 2009)
Dave Deamer, Sergey Tsokolov: A Brief Life In Science (October 31st 2009)
Книги о радикальном конструктивизме
Список YetAnother6
- F. Varela, E. Thompson, E.Rosch «The Embodied Mind: Cognitive science and human experience«
- E. Thompson «Mind in Life. Biology, Phenomenology, and the Sciences of Mind«
- Ernst von Glasersfeld «Radical constructivism: A way of knowing and learning«
- Tom Rockmore «On Constructivist Epistemology«
- F. J. Varela «Ethical know-how. Action,wisdom, and cognition«
- С. А. Цоколов «Разработка концепции имманентной целостности как основы междисциплинарной философии конструктивизма«
- Э. фон Глазерсфельд «Введение в радикальный конструктивизм«
- К. Холторф «Радикальный конструктивизм. Знание вне эпистемологии«
См. также про так называемые «научные войны» (битва богов с земными гигантами при обсуждении науки и научного метода):