Эрик Стейнхарт в новой книге Верить Докинзу призывает положить атеистическую философию Ричарда Докинза в основу картины мира. Основую задачу Стейнхарт видит в обосновании того, что атеизм неразрывно связан с духовностью. Говорится, что работы Докинза как раз позволяют найти необходимую духовность. На этом пути предлагаемая картина мира называется духовным натурализмом (spiritual naturalism):
‘Наш духовный натурализм содержит эмпирическую науку, расширенную рациональной философией.’
В то же время Стейнхарт говорит о том, что верить Докинзу не означает буквальное восприятие сказанного, поскольку есть неясности, есть противоречия. Поэтому верить Докинзу с необходимостью включает в себя интерпретацию, разъяснение и расширение того, что говорит Докинз. Например, Стейнхарт убежден, что духовный натурализм должен включить в себя элементы стоицизма и платонизма. В книге не утверждается, что Докинз поддерживает стоицизм и платонизм, но показывается, что сказанное Докинзом совместимо с элементами стоицизма и платонизма.
Духовный натурализм постоянно противопоставляется религии:
‘Почему наука лучше теологии? Потому что числа существуют, а ангелы не существуют.’
Стратегию книги в этом отношении хорошо передает лозунг ‘The Good is not God (Благо — это не Бог)’. Стейнхарт находит место для Блага в духовном натурализме и таким образом в атеизме. Стейнхарт также обсуждает проблему зла в атеизме и он проводит натурализацию доказательств Бога, как онтологического так и космологического. Говорится, что в целом рассуждения в этом духе верны, но что в конце концов они не выводят за рамки натурализма.
В свое время христианство много позаимствовало у стоиков и платонистов. Стейнхарт подчеркивает, что тем не менее идеи стоицизма и платонизма не принадлежат христианству и что атеисты вполне могут использовать эти идеи в своих целях.
Построение онтологии и космологии начинается с вопроса почему существует нечто, а не ничто. Ответ Стейнхарта — потому что ничто отрицает само себя. Отталкиваясь от этой идеи он строит картину мира в духе глобальной эволюционной эпопеи (универсальный или глобальный эволюционизм). Стейнхарт вводит в рассмотрение агентов и рефлексивность, при этом он распространяет эти понятия крайне широко, я бы сказал, что слишком широко.
В эволюционной эпопеи Стейнхарта можно увидеть три элемента: случайность, направленность эволюции в смысле постоянного увеличения сложности и к этому добавляется Благо (The Good). В какой-то степени это перекликается с эволюционными представлениями Чарльза Пирса, но следует отметить, что космология Пирса выглядит совсем по-другому.
Должен сказать, что меня построения Стейнхарта не привлекли, поскольку спекулятивная философия в книге бьет через край. Также Стейнхарт изначально соглашается с мифом Пещеры Платона. Более того, он считает, что задачей эволюционного развития является решение загадки Пещеры. Мне ближе позиция Бруно Латура ‘Не входить в Пещеру!’ и я считаю, что спустившись в Пещеру из нее уже невозможно выйти. Тем не менее, книга Стейнхарта вполне может вдохновить любителей мифа Пещеры.
В заключение отмечу, что глобальные эволюциоционные эпопеи перестали мне нравиться также по другой причине — в них не видно места для себя любимого. Мир эволюционирует, улучшается, усложняется, но
‘Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой,
То мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой.’
Информация
Eric Steinhart, Believing in Dawkins, 2020.
Информация о книге на сайте автора — включает в себя содержание, краткий реферат глав и несколько видео:
http://www.ericsteinhart.com/dawkins/dawkins-home.html
См. также Почему я не люблю Гегеля
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/239977.html
https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/2062261113908297