В статье А. А. Печенкина про конструктивный эмпиризм ван Фраассена было такое высказывание про Фейерабенда:
‘Вряд ли методологический анархизм Пауля Фейерабенда был бы популярен, если бы Фейерабенд не был автором глубоких статей по философии квантовой механики.’
Также ван Фраассен при обсуждении квантовой механики всегда упоминал Фейерабенда и поэтому я поискал статьи на эту тему. Как оказалось, в последние годы эта тема активно обсуждается — ниже сводка найденной информации, в основном по материалу статьи ‘Плюрализм и анархизм в квантовой физике: труды Пола Фейерабенда по квантовой физике и их связь с его общей философией науки‘.
Помимо этого будет использована информация из статьи ‘Фейерабенд о квантовой теории измерения‘, в которой разбирается статья Фейерабенда, близкая к физике, а в конце будет кратко представлена статья физика ‘Рациональность как хождение по канату в действии: фейерабендовские идеи об основах квантовой механики‘. Физик просмотрел статьи Фейерабенда о философии квантовой механики и говорит, что именно такие идеи лучше всего подходят в настоящее время для дальнейшего развития квантовой теории.
Кратко. Фейерабенд активно работал над философией квантовой механики в 1950-х и 1960-х годах. Этот период можно разделить на три этапа. Вначале Фейерабенд разделял взгляды Карла Поппера (борьба с позитивизмом и инструментализмом в квантовой механике), после 1957 года Фейерабенд увидел упрощенность такого подхода, что ознаменовало начало разногласий с Поппером. Последний период связан с изучением истории квантовой механики и полным разрывом с Поппером. В статьях Фейерабенда много внимания уделялось Нильсу Бору; в ходе эволюции взглядов Фейерабенда из ‘злодея’ Бор превратился в ‘героя’.
Фейерабенд работал под руководством Поппера в Лондоне в 1952-1953 гг. и до 1957 года он находился под влиянием идей Поппера. Поппер был сторонником реализма и он обвинял Бора и Гейзенберга в переходе на позиции позитивизма / инструментализма. В 1955 — 1958 гг. Фейерабенд работал в Бристоле и он принимал активное участие в организации первого симпозиума по основаниям квантовой механики ‘Наблюдение и интерпретация: симпозиум философов и физиков‘, который состоялся в 1957 году. Два события повлияли на изменение позиции Фейерабенда — статья, которую он подготовил к симпозиуму, и знакомство с Дэвидом Бомом, сторонником квантовой механики со скрытыми параметрами, который работал в Бристоле в 1957 — 1960 гг.
В статье 1957 г. Фейерабенд хотел выразить процесс измерения в квантовой механике без использования проекционного постулата фон Неймана и таким образом без коллапса волновой функции. Куби и Фрейзер в своей статье при рассмотрении статьи Фейерабенда отмечают:
‘Статья Фейерабенда признается как работа по квантовому измерению, предчувствующая определенные аспекты декогеренции.’
В симпозиуме выступил Бом с презентацией своих идей о квантовой механике. Следующим шел доклад Леона Розенфельда, который объявил, что все все попытки изменений в квантовой механике основаны на недопонимании самой теории и что попытка Бома выйти на уровень ниже кванта обречена на провал. Как пишут, Розенфельд также активно использовал подковерную борьбу против теории Бома — де Бройля.
Фейерабенд был возмущен догматизмом Розенфельда, в ходе работы над статьей оно осознал определенное сходство между его позицией и позицией Бора, а в обсуждениях с Бомом и с философом Норвудом Хэнсоном было проведено отличие между интерпретацией квантовой механики и новой теорией.
Теория квантовой механики содержит особенности, которые отличают ее классической механики, например, некоммутативность операторов физических величин. Интерпретация квантовой механики в рамках имеющегося формализма помогает сгладить углы, но главные характеристики квантовой механики остаются без измерений, поэтому только новая теория может помочь возвращению идеалов классической физики. Фейеребенд отмечал, что любая интерпретация по сути дела основна на введении ‘скрытых параметров’, которые однако являются эмпирически избыточными; поэтому только создание новой теории позволит придать скрытым параметрам физический смысл.
В то же время Фейерабенд видел трудности на пути создания новой теории и практическую невозможность отказа от имеющейся теории. В результате он перешел на позицию методологического плюрализма и его критика сместилась в сторону борьбы против догматизма. Фейерабенд доказывал, что одновременное развитие альтернативных теорий полезно для прогресса науки. Не требуется, чтобы все физики заняли позицию Бома, но не следует отвергать ее исходя из внутренних предубеждений.
Следующий шаг в изменении позиции Фейерабенда был связан с осознанием важности рассмотрения позиции Бора в контексте истории науки. На это большое влияние оказала встреча с Карлом фон Вайцзеккером в 1965 году. В ходе этой беседы Вайцзеккер убедительно показал, что странные на первый взгляд решения Бора при развитии квантовой механики явились результатом поиска, при этом были испробованы самые разные варианты. Поэтому понимание принятых решение возможно только в ходе включения в рассмотрение истории квантовой механики.
Возникает вопрос, можно ли придумать методологические правила, в рамках которой решения Бора можно было бы признать рациональными. Теория атома в старой квантовой механики Бора является примером совмещения несовместимого, а введенный им принцип соответствия выглядит как попытка объединения взаимнопротиворечивых принципов. Также принцип дополнительности в новой квантовой механике можно представить как продолжение попыток совместить несовместимое.
В качестве примера приведу цитату из книги Имре Лакатоса ‘Фальсификация и методология научно-исследовательских программ‘ (глава 3 ‘Методология научных исследовательских программ‘). Лакатос считает, что внутреннюю противоречивость старой квантовой механики Бора можно оправдать в силу становления новой и еще не сложившейся теории, но далее он решительно протестует (позиция близка к таковой у Поппера — Бор как ‘злодей’):
‘После 1925 года «новая» квантовая теория перешла на «анархистскую позицию», а современная квантовая физика в её «копенгагенской» интерпретации стала одним из главных оплотов философского обскурантизма. В этой новой теории пресловутый «принцип дополнительности» Бора возвёл (слабое) противоречие в статус фундаментальной и фактуально достоверной характеристики природы и свел субъективистский позитивизм с аналогичной диалектикой и даже философией повседневного языка в единый порочный альянс. Начиная с 1925 года Бор и его единомышленники пошли на новое и беспрецедентное снижение критических стандартов для научных теорий. Разум в современной физике отступил и воцарился анархистский культ невообразимого хаоса.’
Позиция Фейерабенда в последних статьях по философии квантовой механики в конце 1960-х годов стала диаметрально противоположной. Он в духе фон Вайцзеккера доказывает, что все шаги Бора можно считать рациональными (Бор как ‘герой’), поскольку Бор отталкивался от доступных экспериментальных данных, пробовал разные гипотезы и в конечном итоге выбирал то, что нельзя было не выбрать. Другими словами, решения Бора не были связаны с философскими позициями, а определялись логикой развития физики.
В то же время Фейерабенд видел, что невозможно сформулировать априори методологические правила для подобной ситуации, поэтому он пришел к выводу, что советы философов со своими представлениями о реальности бесполезны для развития физики. Фейерабенд также озвучил призыв ‘обратно к Бору’ — для движения вперед не следует воспринимать существующую теорию квантовой механики догматически, следует вернуться в годы развития квантовой механики и воспринимать сказанное Бором в контексте этого развития.
После этих статей, которые ознаменовали его окончательный разрыв с Поппером, Фейерабенд более не возвращался к квантовой механике, но, как пишут, его позиция методологического плюрализма и анархизма была сформирована в ходе эволюции его взглядов на философию квантовой механики.
В заключение резюме статьи физика Даниила Орити (очень достойный профиль в Google Scholar):
‘Мы инспектируем работы Пола К. Фейерабенда по философии физики и науки в целом в поисках идей, которые могли бы быть полезны для современных дискуссий об основах квантовой механики. Мы берем за точку отсчета то, что Фейерабенд написал о квантовой механике, но расширяем наш анализ его общими взглядами на реализм, объективность, плюрализм и связь между физикой и философией, обнаруживая, что эти более общие взгляды на самом деле могут предложить много интересных идей физикам и философам, работающим над основаниями квантовой механики.’
Выражение в названии статьи ‘рациональность как хождение по канату‘ взято из работ философов с описанием стиля Фейерабенда: с одной стороны каната лежит догматизм, с другой — инструментализм. Интересно отметить, что физик сожалеет, что Фейерабенд прекратил работу над философией квантовой механики в конце 1960-х годов и что физик с удовольствием воспринимает призыв ‘обратно к Бору’.
Информация
А. А. Печенкин, Антиметафизическая философия второй половины ХХ века: конструктивный эмпиризм Баса Ван Фраассена. В кн. Границы науки, 2000, с. 104-120.
А. А. Печенкин о конструктивном эмпиризме Баса ван Фраассена
Van Strien, M. 2020a. Pluralism and Anarchism in Quantum Physics: Paul Feyerabend’s Writings on Quantum Physics in Relation to his General Philosophy of Science. Studies in History and Philosophy of Science Part A 80: 72-81.
Kuby, Daniel, and Patrick Fraser. Feyerabend on the quantum theory of measurement: A reassessment. International Studies in the Philosophy of Science 35, no. 1 (2022): 23-49.
Рассмотрены статьи:
Feyerabend, P. On the Quantum-theory of Measurement. In: Observation and Interpretation: a Symposium of Philosophers and Physicists, 1957.
Feyerabend, Paul K. Zur Quantentheorie der Messung. Zeitschrift für Physik 148 (1957): 551-559.
Oriti, Daniele. Tightrope-walking rationality in action: Feyerabendian insights for the foundations of quantum mechanics. International Studies in the Philosophy of Science (2024): 1-33.