Наивный реализм

Обычно наивный реализм с ходу отвергается, поскольку само название подразумевает, что такая точка зрения пригодна исключительно для необразованных людей. К сожалению, обычно четко не проговаривается, что, собственно говоря, отвергается. В этом заметке я попробую изложить свое видение, что такое наивный реализм.

Другое название, которую используют в этом случае — это непосредственный реализм. Это выражение подчеркивает прямой доступ человека к миру. Для ясности я начну с обыденной жизни; по-моему, это будет лучшей исходной точкой для прояснения понятий наивный/непосредственный реализм.

На обыденном уровне человек находится в мире, пожалуй, более точно, он сам является частью мира. В дополнение следует отметить умение говорить; при этом устный и письменный язык не принадлежит отдельному человеку, поэтому в качестве исходной точки с необходимостью следует взять общество. Итак, есть мир, в нем есть люди; они используют язык для общения между собой.

Отмечу, что нередко от интеллектуалов можно услышать утверждение, что нельзя доказать наличие сознания у других людей. На рассматриваемом уровне такое невозможно себе представить. Если человек в обыденной жизни подойдет к другим и будет публично утверждать, что он сомневается в наличии сознания у других людей, то у него возникнут серьезные проблемы в личной жизни. Можно представить себе такую сцену:

— Ваня, я не могу доказать, что у тебя есть сознание.
— Петя, выпей чарочку и тебе полегчает.

Рассмотрим следующую ситуацию. Мы с коллегой сидим за столом и пьем кофе; у каждого в руках своя чашка. Мы не сомневаемся в том, что мы видим друг друга, обе чашки и стол непосредственно, что мы находимся в одном пространстве, что мы видим цвет непосредственно на поверхности предметов. В то же время я ощущаю свою чашку в своей руке, а мой коллега ощущает его чашку. Мы разговариваем, но при этом в голове у каждого мелькают собственные мысли.

Мир вокруг воспринимается как цельная картина с вполне определенными пространственными отношения. Мы сидим за столом в комнате, нас окружают стены, вверху находится потолок, внизу пол. Из чашек исходит запах кофе, из радиоприемника, прикрепленного к стене, слышен слабый звук музыки. Можно сказать, что мир в этом смысле концептуализирован; ни в коем случае нельзя сказать, что мир вокруг является паттерном. Используемый язык подходит для разговора об окружающем мире, но в то же время мир и язык отличаются.

Важно отметить, что не все имеет определенное пространственное положение. Например, вопросы ‘Где находится язык в целом’ или ‘Где находится сказанное слово’ не представляются осмысленными. В то же время вопрос ‘Где находится моя чашка’ вполне осмысленный и будет правильно воспринят; мы оба в этом случае покажем на правильную чашку.

Время неразрывно связано с человеческим мирком. Мы пьем кофе и разговариваем, но через некоторое время пора идти дальше работать. Придет ночь, будет пора спать, затем будет новый день. Жизнь связана с течением времени; Солнце восходит и заходит, зима сменяется весной, затем наступает лето и т.д.

Язык также содержит понятия типа сознание, дружба, любовь, которые без особой проблемы понимаются. Не вызывает труда понять высказывания ‘Он потерял сознание и упал в обморок’ и ‘Мы дружим с детства’. В то же время далеко не все понятия можно локализировать в пространстве и времени, что впрочем обычно не вызывает особых проблем.

Мир вокруг нас полон превращений. Вода закивает; порошок кофе и немного сливок превращает ее в прекрасный напиток. Мы съедаем по бутерброду, через некоторое время переваренная еда выходит наружу совсем в другом виде. Весной все зеленеет, осенью идет листопад, зимой выпадает снег.

Ничто не мешает в этом мире задуматься над жизнью и пофилософствовать. В конечном итоге диалоги, которые вел Сократ, проходили в похожем мире — люди садились за стол и беседовали о жизни, о том, как устроен мир. При этом собеседники были уверены в том, что они находятся в одном пространстве и что они видят друг друга непосредственно.

Занятия наукой также проходят именно в таком мире. Ученый уверен, что он видит прибор непосредственно, что он видит цвет непосредственно на распечатке с полученными данными, что его коллеги находятся рядом с ним в одном пространстве, и что он и его коллеги находятся в сознании.

При этом научные знания даже можно совместить с миром наивного реализма. Где находятся атомы, из которых состоит чашка? Прямо так, где находится чашка, только их не видно. Где находятся электромагнитные волны, которые принимает радиоприемник? Вокруг нас, только мы их не видим. Как появляются звуковые волны, которые передают звук? Мембрана громкоговорителя, которая находится вот там, колеблется и вызывает звуковые волны. Мы их не видим, но зато слышим.

Тем не менее, именно философская рефлексия вместе с научной картиной мира приводят к отказу от наивного реализма. Вопрос, как это все работает, издавна волновал философов и натурфилософов. У человека есть органы чувств и выдвигались самые разные теории о их работе. После появления науки в физиологии восприятия было получено много интересных и полезных результатов.

Я буду использовать выражение аппарат восприятия для обозначения работы всех органов чувств плюс последующие инстанции вместе взятые. Информация поступает в органы чувств, передается последующим инстанциям, перерабатывается и … Как следует закончить предложение? Все упирается именно в вопрос, что же происходит далее, после переработки полученной информации.

Важно отметить, что аппарат восприятия работает на бессознательном уровне и человек осознает только конечные результаты. Для аппарата восприятия можно предложить две метафоры. Первая — это окно. Человек смотрит сквозь окно и видит внешний мир. Метафора ‘окно’ вполне совместима с наивным реализмом. К сожалению по многим причина это не проходит и таким образом наивный реализм оказывается несовместимым ни с современной философской рефлексией, ни с физиологией восприятия.

Вторая метафора — это дисплей. На этом пути появляется косвенный реализм и он будет рассмотрен в следующей заметке. В завершение я только обращу внимание на цвет, поскольку окружающий нас мир раскрашен. В то же время мы знаем, что реальные поверхности объектов всего лишь отражают определенные длины электромагнитных волн, которые попадают на сетчатку. Далее колбочки и палочки посылают электрические сигналы по нервам в мозг, после чего начинается бурная работа естественных нейронных сетей. Цвет как таковой возникает только в конце этого пути.

Я держу синюю кофейную чашку в своей руке. Каким образом поверхность этой чашки оказалась раскрашенной в синий цвет после возбуждений нейронов в моей голове?

Продолжение: Косвенный реализм и теория виртуального мира

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/316814.html


Опубликовано

в

©